Почему Мать Терезу считали «одержимой дьяволом»

Имя крошечной монахини-старушки из Калькутты с большими натруженными руками стало для всего мира символом бескорыстной любви к ближнему. Помогать тем, кто оказался не нужен никому, – это стало главной миссией Агнесс Гондже Бояржиу, известной как мать Тереза. Но не всем ее деятельность приходилась по душе. Да и у канонизации нашлось немало противников. Как же можно причислять к лику святых «одержимую дьяволом»?
Чистое сердце
В 1952 году мать Тереза открыла первый приют для безнадежно больных «Чистое сердце». В него принимали тех, кого не брали ни больницы, ни ночлежки, ни приюты. Всем им предстояло умирать в одиночестве в какой-нибудь зловонной канаве калькуттских трущоб, не имея возможности выпить последний стакан воды или отогнать чующих смерть крыс. В «Чистом сердце» они получали чистую постель и одежду, горячую еду и слова утешения. Как говорила сама мать Тереза, каждый, кто был одинок, «получал возможность умереть достойно». Противников подобного подхода было предостаточно. Зачем тратить время, силы и деньги на тех, от кого даже родственники отказались, а общество «списало» со счетов? Мать Тереза приложила немало усилий, чтобы доказать необходимость помощи отверженным. Она утверждала, что самой тяжелой болезнью – и богатых, и бедных – является ситуация, когда они становятся никому не нужными. И от этого недуга нет лекарства. Исцелиться от него помогает лишь милосердие ближнего.
Бессистемность и небрежность
После смерти 87-летней монахини в 1997 году объемы критики в ее адрес начали расти подобно снежному кому. Ее обвиняли в негуманном отношении к тем, кто попадал в ее приюты. Якобы смертельно больным, испытывавшим мучительные боли, отказывали в болеутоляющих. Говорили, что мать Тереза неэффективно тратила пожертвования, направляя большие суммы на собственные личные счета. Что ее монахини «насильно» обращали в католицизм умирающих. Что сама мать Тереза не брезговала деньгами сомнительных личностей, а также поддерживала колониальные и расистские идеи. В 1991 году редактор британского журнала The Lancet Робин Фокс посетил приюты матери Терезы и оценил оказываемую там помощь как «бессистемную» и «небрежную». Он рассказал, что многие добровольцы не имеют медицинского образования и самостоятельно принимают решения о методах лечения конкретных больных. Что больные не сортируются и лежат все вместе, поэтому умирающие от заразных болезней заражают остальных. Среди медикаментов Фокс не обнаружил обезболивающих, а иглы для инъекций «лишь слегка ополаскивались теплой водой».
Билет на небеса
С 1994 года одним из главных критиков матери Терезы стал британский журналист Кристофер Хитченс. Свои нападки он направил на пережившую несколько сердечных приступов 80-летнюю старушку, которой оставалось жить 3 года. Хитченс называл монахиню «фанатичкой, фундаменталисткой и, возможно, мошенницей», а ее орден обвинял в зарабатывании денег и пропаганде религиозных радикальных идей. Журналист порицал монахинь ордена за принудительное крещение умирающих в католическую веру, независимо от их вероисповедания. Экс-сотрудница ордена подтвердила, что сестры якобы спрашивали умирающего о желании получить «билет на небеса и после утвердительного ответа прикладывали к голове смоченную в воде губку. В этот момент монахиня якобы крестила умирающего, невзирая на то, был ли он индусом или мусульманином. Хитченс называл организацию матери Терезы культом, который лишь усиливал страдания и ничем не помогал нуждающимся. В доказательство бессердечности он приводил цитату старой монахини о том, что «миру очень помогают страдания бедных людей».
Порочащие связи
Хитченс критиковал мать Терезу за ее поддержку албанского революционера Энвера Ходжи и главы масонской ложи Лиси Джелли. Последний был замешан в громких коррупционных скандалах. Ему приписывали организацию убийств и связи с итальянскими неофашистами. Мать Тереза якобы принимала пожертвования от британского магната Роберта Максвелла, которого обвинили в растрате пенсионных денег сотрудников. Она брала немалые суммы и пользовалась личным самолетом еще одного мошенника – Чарльза Киттинга. Правда, доказательств, что мать Тереза знала о нечистоплотности Максвелла и Киттинга журналист не приводил.
Слово в защиту
После смерти матери Терезы в 1997 году, в нарушение ее прижизненной просьбы, были опубликованы ее письма. В них монахиня откровенно признавалась, что зачастую переживала противоречивые чувства и многие годы «испытывала оторванность от Бога». Эти признания легли в основу обвинений монахини в лицемерии и безверии. В защиту матери Терезы выступили многие авторитетные люди. Мелани МакДонах отмечает, что одну из самых известных благотворительниц мира критикуют за то, что она не является тем, кем ее хотят видеть, и не делает то, что не считает необходимым. Мари Марсель Текекара отмечала, что никто не делал того, что делали монахини матери Терезы. Они подбирали в канавах умирающих и предоставляли им место для достойной смерти. Навин Чавла обращал внимание, что мать Тереза никогда не планировала строить больницы или оказывать квалифицированную медпомощь. А в стан ее противников относил тех, кто сам не торопился сделать хоть что-то.