Тришневский Игорь Николаевич
Тришневский И. Н. Подписчиков: 541
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.3к

Частная клиника

19 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Подводные камни платной медицины

Что надо знать и помнить?

С каждым годом всё больше людей обращаются за медицинской помощью в частные клиники. Здесь примут без очереди, персонал, как правило, вежливый и приветливый, а оборудование — более современное. Но и в коммерческой медицине пациент может столкнуться с неприятностями. На что стоит обратить внимание, обращаясь за получением платных медицинских услуг.

Выбор клиники

Платные медицинские услуги имеют право оказывать частные врачи и организации, получившие лицензию на медицинскую деятельность. Выдаёт их Росздравнадзор или региональное Министерство (департамент) здравоохранения.

При выборе клиники нелишним будет проверить и изучить её лицензию. Сделать это можно, воспользовавшись Единым реестром лицензий на официальном сайте Росздравнадзора. Для этого потребуется в поисковую строку ввести один из идентификаторов медучреждения: номер лицензии, полное наименование организации, ИНН или ОГРН.

Может оказаться, что организация работает по документу, срок действия которого истёк. Также нужно обратить внимание, совпадает ли адрес клиники, указанной в лицензии, с тем, куда вы собираетесь обратиться. Бывали случаи, когда мошенники работали под вывеской реальной медицинской организации. В такие клиники явно идти не стоит.

В приложении к лицензии должны быть перечислены все платные услуги, которые клиника или частнопрактикующий врач имеет право оказывать пациентам. Найдите в этом перечне услуги, которые вы хотите получить. Если нужного в лицензии не оказалось, клиника не вправе оказывать такую услугу. Так, если вы решили проверить работу сердца, но не обнаружили направления «кардиология» в лицензии, лучше обратиться в другое медучреждение.

Договор — главный документ

Перед лечением между клиникой и пациентом обязательно должен быть заключён договор в письменной форме. Он оформляется всегда, без каких-либо исключений. Предоставлять платные медицинские услуги без подписания договора запрещено. Если клиника не предложила вам его заключить, стоит задуматься, стоит ли доверять специалистам такого учреждения.

Грамотно составленный договор поможет защитить интересы пациента при возникновении разногласий. Его не заменит никакой иной документ (ни квитанция, ни чек). Без договора на руках сложно доказать, какая медицинская услуга была оказана и оказывалась ли она вообще. Кроме того, наличие договора позволит впоследствии оформить социальный налоговый вычет на лечение.

На что обратить внимание в договоре

Перед тем как подписать договор, внимательно его прочитайте. Необходимо обратить внимание на следующие моменты.

1. Данные сторон договора. Должна быть указана подробная информация о клинике (полное и сокращённое наименование, адрес, сведения о регистрации, номер лицензии и орган, её выдавший) и данные пациента (ФИО, паспортные данные, адрес). При указании неполных сведений клиника в случае разногласий может сослаться на то, что пациентом были не вы, а ваш полный тёзка.

2. Предмет договора. Один из важнейших разделов, в котором должно быть чётко указано, какие медицинские услуги вам будут предоставлены. Также они могут быть прописаны в приложении к договору или смете. При каждом обращении в клинику оформляется новый договор. Допускается заключение рамочного договора при первом обращении, а впоследствии — составление к нему приложений с указанием получаемых услуг.

Нередко пациенту предлагают подписать типовую форму, где значатся обобщённые формулировки, что позволяет недобросовестным клиникам оказать ненужные вам услуги и требовать их оплаты. Например, вам нужно провести УЗИ печени, а в договоре указывают «УЗИ органов брюшной полости» и исследуют также другие органы. Поэтому проверьте, чтобы конкретно были указаны только те услуги, которые вы хотите получить.

3. Стоимость услуг. Должна быть указана точная стоимость медуслуг, иначе неясно, за что конкретно вы платите. Если услуг несколько, прописывается цена каждой из них. Не допускается устанавливать ориентировочную сумму, а также использовать формулировку: «В соответствии с прейскурантом». Стоимость может быть обозначена в тексте самого договора, а также в приложении или смете. Составление сметы не является обязательным, но по вашему требованию клиника обязана её предоставить.

4. Срок оказания услуги. Должна быть указана конкретная дата или период (в днях, неделях и проч.). Если срок не будет указан, то непонятно, когда же вам должны оказать услугу. Например, вы заявите в суд иск, что вас не лечат, а клиника ответит, что ждёт вас хоть сегодня, ведь никаких дат в договоре нет.

На лечение согласен

Платные медуслуги клиника может предоставлять только после того, как пациент подпишет информированное добровольное согласие на это. Перед этим лечащий врач должен ознакомить пациента с предварительным диагнозом, согласовать с ним оптимальный план лечения, указать его предполагаемый результат и возможные риски. Это позволит понять, как вас будут лечить, насколько необходимы те или иные процедуры, спланировать свои расходы.

Если информированное добровольное согласие предлагают подписать вместе с договором или до беседы с врачом, ничего не объяснив, вы вправе этого не делать. Сначала пообщайтесь с доктором и получите всю необходимую информацию о лечении, его рисках и результатах и только после этого ставьте свою подпись в документе.

После оказания услуг пациенту выдаются медицинские документы (выписки из них), отражающие состояние его здоровья после лечения. Врач обязан по требованию пациента в доступной форме сообщить информацию о его диагнозе, результатах обследований, методах лечения и гарантийных сроках.

Дополнительные услуги

Нередко в ходе лечения возникает необходимость проведения манипуляций, не предусмотренных ранее заключённым договором. Например, при лечении кариеса потребуется удалить нерв. В этом случае клиника обязана получить согласие пациента на оказание дополнительных услуг, которое оформляется дополнительным соглашением к договору. В нём указываются потребовавшиеся дополнительные медицинские услуги и их стоимость. Без согласия пациента врач не вправе проводить дополнительное несогласованное лечение за плату. При оказании таких услуг «молча» вы вправе отказаться от их оплаты.

В экстренных ситуациях, когда возникает угроза жизни и здоровью пациента, при внезапных острых или обострении хронических заболеваний все необходимые дополнительные услуги оказываются бесплатно. Например, при возникновении отёка вследствие аллергической реакции на введённый препарат врач обязан оказать всю требующуюся в таких случаях помощь. Клиника не вправе впоследствии требовать плату за оказание экстренной помощи, несмотря на то что она является частной.

Отказ от договора

Некоторые недобросовестные клиники включают в договор условие об удержании полностью или частично оплаты, если пациент откажется от медицинских услуг. Также указывают, что отказаться от услуги можно только до её проведения. Все эти условия незаконны. Пациент вправе в любой момент отказаться от медуслуг и расторгнуть договор. При этом он обязан компенсировать клинике только фактически понесённые ею расходы на момент расторжения договора. Если оплата произведена до момента оказания услуг, клиника обязана вернуть денежные средства за вычетом своих реальных расходов. Отказ от договора нужно оформить письменно.

Например, вы сдали кровь на анализ, а спустя полчаса отказались от его проведения. Вы будете обязаны оплатить расходные материалы и манипуляции по забору крови, а плату за лабораторное исследование вам обязаны вернуть.

Сумма, которую клиника вправе удержать с пациента, определяется в каждом случае индивидуально. Если фактических затрат не было, то и предоплата должна быть возвращена полностью.

Гарантия не гарантирует?

Если в результате оказания медицинских услуг вы получаете овеществлённый результат, то на него устанавливается гарантия (например, установление протезов, имплантов, пломб). Клиника обязана предоставить пациенту информацию о гарантийных сроках. Она указывается в договоре, медицинской карте или размещается на информационных стендах, также может быть выдан гарантийный талон.

Если в течение гарантийного срока пациент обнаружит недостаток выполненной работы, он вправе по своему выбору требовать: безвозмездного устранения такого недостатка или повторного выполнения работы с использованием ранее применённых методик и материалов; уменьшения оплаченной цены или возмещения расходов на устранение недостатков другим специалистом.

Нужно учитывать, что гарантия возлагает обязанности не только на клинику, но и на пациента. Врач, как правило, рекомендует проведение необходимых мероприятий (специальная гигиена и уход, наблюдение и прохождение периодических осмотров и проч.). В случае их несоблюдения гарантия аннулируется, но только при условии, что об обязательности таких мероприятий пациент был проинформирован под роспись.

Клиники нередко включают в договор условия, что гарантия прекращается, если пациент, например, обратился за помощью в другую клинику или не приобрёл у своего лечащего врача уходовое средство конкретной марки. Такие условия являются неправомерными, поскольку запрещено обуславливать оказание одних услуг обязательным приобретением иных товаров или услуг. В этом случае вы можете смело требовать выполнения клиникой гарантийных обязательств.

Куда жаловаться на клинику

Если в процессе оказания платных медицинских услуг допущены нарушения, вы можете подать на клинику жалобу. В зависимости от того, какие ваши права нарушены, обращаться нужно в территориальное отделение Роспотребнадзора или Росздравнадзора.

Если с вами не заключён письменный договор либо в него внесены незаконные условия, не выдали платёжный документ, отказались составить смету и т. п., нарушены ваши права потребителя медицинских услуг. В этом случае нужно жаловаться в Роспотребнадзор. При оказании некачественных медицинских услуг либо услуг, не внесённых в лицензию, пишите в Росздравнадзор. Специалисты этих ведомств проверят клинику, а при выявлении нарушений выдадут предписание на их устранение и привлекут виновных лиц к административной ответственности.

Но не всегда обращения в госорганы дают нужный результат — поэтому приходится обращаться в суд. Если клиника, несмотря на все предписания, не выполняет ваши требования, без иска не обойтись. Но прежде чем подавать заявление, обратитесь в клинику с письменной претензией. Ответ на неё вам должны дать в течение 20 дней.

При отказе в удовлетворении ваших требований или отсутствии ответа на претензию подавайте иск. Его необходимо заявлять к клинике, которая отвечает за всех работающих в ней специалистов. Обратиться вы можете в суд как по месту своего жительства, так и по месту расположения клиники. Условия договора, обязывающие вас заявлять иски только в конкретный суд, незаконны. При цене иска до 1 000 000 рублей истец освобождён от уплаты госпошлины. Через суд вы можете обязать клинику оказать вам те или иные услуги, устранить недостатки некачественного лечения, выплатить денежные средства, потребовать компенсировать вам моральный вред и взыскать штраф.

Источник:

https://sberbankaktivno.ru/journal/article/2732?utm_campaign=email&utm_medium=activeage&utm_source=activeage&utm_content=2732&utm_term=digest

Мнение автора (из личного опыта и практики).

Обычно пациент изначально доверяет врачу. Этим как раз и пользуются мошенники. Но выявить их несложно. Достаточно быть осмотрительным.

1. Для начала посмотрите лицензию. Обратите внимание на то, когда и кем она выдана. Не поленитесь зайти на сайт государственного органа, который ее выдал. Там всегда есть реестр лицензий с указанием номера и наименования медицинской организации, включая ИНН и ОГРН. Сравните адрес, указанный в лицензии, с тем адресом, по которому оказываются медицинские услуги. Мошенники часто используют чужие лицензии, надеясь на невнимательность граждан.

Попросите показать приложение к лицензии. В нем всегда подробно перечислены те виды медицинских услуг, которые вправе оказывать организация. Отговорки о том, что услугу не успели внести или подобные этой, должны насторожить, поскольку лицензия с приложениями является основным документом, подтверждающим право заниматься медицинской деятельностью.

2. Пообщайтесь с врачом, который будет вас лечить. Не стесняйтесь спросить о его квалификации. Попросите показать сертификат специалиста, документы, подтверждающие врачебную категорию и прохождение курсов повышения квалификации.

Помните, что квалифицированный врач всегда доступно расскажет о способах лечения, сделает прогноз и предупредит о возможных осложнениях. Ведь он заинтересован в том, чтобы вы все правильно поняли и выполняли его рекомендации.

«Мошенник», наоборот, будет сыпать медицинскими терминами, сделает свою речь максимально непонятной и обязательно даст стопроцентную гарантию выздоровления, что в медицине в принципе невозможно.

3. Обязательно прочитайте договор на оказание платных медицинских услуг, прежде чем его подписывать. Обратите внимание на предмет договора – он всегда идет под пунктом 1. Там прописывается, какая медицинская помощь будет оказана.

Как правило, такие договоры небольшие по объему и написаны простым языком. Если документ содержит большое количество юридических терминов, то стоит насторожиться. Попросите объяснить значение непонятных выражений и с какой целью они указаны.

Особенно пристально следует уделять внимание разделу в договоре – дополнительные условия, там могут написать мелким шрифтом, что в случае если, у клиента отсутствуют денежные средства, то Клиника одалживает определенную сумму. В этом случае клиент (пациент) становится должником и обязан заплатить эту сумму с процентами. Либо прямо прописывает, что клиент берет в долг определенную сумму и обязуется вернуть с процентами в такой-то срок.

4. Вместе с договором нужно будет подписать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и согласие на обработку персональных данных. Если медицинская помощь сопряжена с хирургическим вмешательством, даже минимальным, то вы должны будете дать согласие на анестезиологическое пособие (обезболивание). А поскольку в ходе операции возможны осложнения, то вас попросят дать еще и согласие на переливание крови и ее компонентов.

Не бойтесь большого количества подписываемых бумаг. Это в первую очередь ваша защита. Отсутствие данных документов в организации – повод задуматься, стоит ли у них лечиться.

5. Нелишним будет попросить предоставить план лечения и план обследования. Последний особенно актуален при оказании стоматологической помощи. Это позволит понять, как вас будут лечить, и планировать свои расходы. Врача же такой план будет стимулировать к более продуманному выбору методов обследования и лечения.

6. Хотелось бы обратить внимание на то, что ни одна уважающая себя медицинская организация не станет рекламировать себя по телефону. Любая реклама всегда направлена на то, чтобы продать услугу или товар. Будьте бдительны если вам звонят по поводу вашего лечения в такой клинике. Люди старшего возраста должны сначала обратиться к родственникам или знакомым и рассказать о таких звонках.

Необходимо помнить, что медицинская помощь всегда индивидуальна и не может в одинаковом объеме и виде предоставляться любому пациенту.

Не так давно по стране прокатилась волна жалоб. Гражданам по телефону предлагали бесплатно пройти диагностику на «суперновом» медицинском приборе. Затем людям сообщалось, что прибор этот еще и лечит. И предлагали купить его за большие деньги. В дальнейшем следствие выяснило, что прибор представляет собой обычный нагревательный элемент.

Особое внимание: Нельзя забывать и о том, что оказание «медицинской помощи» в кредит и продажа в кредит сверхдорогих «чудодейственных» препаратов не имеет к медицине никакого отношения. Такие действия регулируются Уголовным кодексом. Будьте бдительны и никогда не пользуйтесь подобными услугами.

Благодарю за внимание.

Будьте здоровы и счастливы!

Берегите себя и своих близких!

Приходилось ли вам пользоваться услугами частных мед клиник?

Проголосовали: 1

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

1 комментарий
Понравилась публикация?
34 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Тришневский Игорь Николаевич
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

"Эффект Долиной "! Справедлива ли травля звезды РФ?

Огромная часть населения Российской Федерации уважает творчество русской певицы Ларисы Долиной. Это не просто красивый голос эстрады, но определённая эпоха, занимающая особое место на протяжении десятков лет,...

Эхо грядущей войны?

Художественный фильм «Минута молчания» вышел в 1971 году, и в нем прозвучала ...
04:12
Поделитесь этим видео

Хотела "свободы" и быть взрослой. 14-летняя девочка позвала домой своего парня и предложила убить маму: тело женщины нашли в подвале

Под Кемерово 14-летняя девочка пригласила домой своего парня и предложила убить свою маму, тот спокойно согласился. Это страшное преступление произошло 1 декабря нанешнего года в маленьком городке Прокопьевск,...

Новая отметка в вашем паспорте с 1 января. Цифра - наше всё

Как сообщил в начале декабря заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Каплан Мугдинович Панеш с 1 января по желанию граждан в паспорте можно проставить новую отметку.
00:48
Поделитесь этим видео

Когда звонок решает всё: как дело Долиной вскрыло гниль в нашей правоохранительной системе

Уважаемые читатели, думаю большинство из вас, живет в нашей стране не один десяток лет и прекрасно помнят, что такое неформальный порядок, точнее ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО. Оно не упомянут в кодексах,...

Визит российского лидера в Индию демонстрирует тёплые отношения между странами

Индия страна , с которой мы подддерживаем дружеские отношения.Это долгосрочная, нерушимая дружба , которая идет из глубины времен. И то, что в Индию приехал Путин и его встретил сам лидер Индии господин Моди ,