ВТБ предложил внедрить систему межбанковского взаимодействия для борьбы с дропперами

ВТБ предлагает внедрить межбанковскую систему обмена информацией о мошеннических операциях, которая поможет существенно сократить возможность вывода украденных средств клиентов, сказал журналистам зампред правления банка Анатолий Печатников.
При получении доступа к счетам клиентов мошенники обычно выводят средства на посредников (дропперов) в другие банки и оперативно обналичивают их через банкоматы. Сегодня у кредитных организаций нет права остановить вывод денег со счета в другой банк, даже если счет дроппера уже определен и заблокирован, отмечают в ВТБ. Это допустимо только по решению суда, что крайне затрудняет оперативную "заморозку" похищенных средств и их возврат владельцу. По экспертным оценкам, в России может действовать около 500 тыс. дропперов
"ВТБ предлагает наделить банки подобными полномочиями и разрешить полную блокировку счетов дропперов на срок до 30 дней. Для этого требуется разработать единый перечень критериев, по которым все банки смогут останавливать подозрительные транзакции. Эффективному решению этого вопроса поможет межбанковский обмен данными о мошенниках, в рамках которого все игроки смогут оперативно координировать свои действия. Важно заботиться не только о своих клиентах, но и клиентах других банков", - сказал Печатников.
"Согласие по этому поводу есть со всех сторон, но на практике это пока не работает. Поэтому мы хотим обратить на проблему внимание всех институтов, от которых зависит реализация этой инициативы, чтобы действительно обезопасить клиентов, прежде всего социально незащищенных, от подобного рода потерь", - добавил он.
Зампред ВТБ отметил, что число атак мошенников продолжает расти. В 2021 году банк отразил на треть больше мошеннических атак, чем за предыдущий год - более 1,35 млн. Наиболее распространенными методами злоумышленников остаются социальная инженерия (67% от всех атак) и фишинг (29%). Всего за прошлый год ВТБ защитил средства более 77 тыс. клиентов, в среднем по 285 тыс. рублей на каждого из них. В 2020 году этот показатель был в два раза ниже. ВТБ также обеспокоен ростом случаев мошенничества с использованием подменных номеров. Банк с апреля 2021 года запустил процесс сбора обращений клиентов по звонкам мошенников. За это время специалисты ВТБ собрали информацию по 1,4 млн номеров, из которых 800 тыс. предположительно стали подменными.