Леонардо да Винчи, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна), Ломоносов – потомки атлантов или просто гении.
Статья про Авиценну – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант.
Его имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037), но в Европе зовут его Авиценна.
Родился в семье исмаилита из Балха, переселившегося под Бухару. В действительности, точная дата рождения — как и смерти (обычно указывается или просто месяц шабан, или первая пятница месяца Рамадан 428 года по лунной хиджре) — неизвестна. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля.
В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Авиценна входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки.
Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о её могуществе, и тогда рождаются такие гении как Авиценна.
Он — Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса.
Самая гениальная из его книг – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классикой – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»…
Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке. Писал Авиценна, как правило, на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.
Ибн Сина оказал огромное влияние на классическую иранскую, узбекскую, арабскую и еврейскую средневековую литературу. Самой знаменитой его повестью была повесть «Живой, сын Бодрствующего». Некоторые исследователи утверждают, что она влияла на создание Данте «Божественной комедии».
Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.
С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути повстречал Авиценна. Этого правителя возможно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он тоже собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным.
Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.
И вот тут на его жизненном горизонте появилась роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так называли рабов-воинов тюркского происхождения. Вот уж действительно из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особой спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Узнав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было нельзя.
И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.
В пустыне его друг умирает от жажды – не перенеся перехода. Авиценна смог выжить. Теперь он вновь оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя замечательное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна стал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье!
Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?
Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло. Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю! Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.
Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…
В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси: «Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь». Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли!
Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.
Авиценна (Ибн Сина) умер в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками: «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.
Истории про Авиценну (Не претендуют на историческую достоверность):
Одни считают его великим врачом, другие - знаменитым философом, астрономом и математиком, а также поэтом, писателем и даже теоретиком музыки… Так оно и есть.
Его рукописи бережно хранятся в библиотеках Востока, и лишь немногим разрешается прикасаться к ним. Большинство его работ известно только из истории, так как спустя столетие после смерти Авиценны фанатики сожгли некоторые из его работ на главной площади Багдада, а другие были утеряны.
Детство
Первые знания Хусейн получил от своего отца, богатого чиновника. Уже в раннем возрасте было ясно, что его первенец родился с необыкновенными способностями и невероятной жаждой знаний. Он отличался от других детей с первых лет. Однажды он уронил глиняную игрушку. Он разбился, и малыш произнес первое слово: "Почему?" И он начал повторять это десятки раз в день.
Они рассказали о Хусейне и таком случае. Горничная, показывая малышке золотое кольцо своей матери, случайно уронила его. Кольцо оказалось в мешке с крупами. Потом ей позвонили, и, забыв о кольце, она ушла. Мешок был наполнен крупами и доставлен на склад.
Мальчик видел это. На следующий день его мать не нашла своего кольца. Ее подозрение пало на горничную. Она настаивала на том, что не брала его, но они ей не поверили. Девушку выгнали. Маленький Хусейн кричал и плакал, пытаясь что-то сказать, но они не могли разобрать его лепет. А через пару дней мальчик заговорил... о кольце и горничной, с которой обошлись несправедливо.
Кольцо было найдено. Они извинились перед горничной, даже поблагодарили ее. Она не вернулась в дом, но потом много раз рассказывала эту историю.
Однажды к родителям Абу Али пришел дядя. А вечером Хусейн, который едва научился говорить, тихо сидел на ковре вместе со взрослыми. Он внимательно выслушал их.
Дядя, рассказывая о чем-то, начал цитировать Рудаки. "Те, кто прожил свою жизнь, не научатся уму-разуму у жизни", - сказал он и... потом забыл. А мальчик продолжал: "Ни один учитель в мире тебя ничему не научит". Гости с удивлением смотрели на малыша…
Хусейн изучал Коран и знал его наизусть в возрасте 10 лет. Когда он рассказал об этом учителю, тот обиделся и решил, что мальчик жульничает. Он воскликнул, что эту Книгу изучали много лет, и редкие люди, получающие почетное звание "хафиз", знают наизусть.
Учитель осмотрел Хусейна и, убедившись, что он сказал правду, в замешательстве сказал, что он действительно "хафиз".
В то же время будущий ученый занимался грамматикой, стилистикой и поэтикой, арифметикой и алгеброй. А позже он начал изучать логику, евклидову геометрию и Альмагест Птолемея с домашним учителем. Но вскоре этот учитель признался, что не смог удовлетворить интерес необычного ребенка.
— Всю свою жизнь я размышлял о законах мира, изучал науки и только недавно обнаружил то, о чем вы мне только что рассказали, — признался он, - Скажите, почему вы сидите над книгами? Знание не приносит счастья! Вас будут все время пытать и пытать…
"Я не могу жить, не узнав чего-то нового", - ответил мальчик.
Затем Авиценна продолжил учиться самостоятельно. Он решил сделать медицину своим основным бизнесом. Он мечтал подарить людям долголетие. В то же время он практиковал - лечил пациентов бесплатно.
Жизненный путь
17-летний врач стал очень известным в Бухаре и получил приглашение ко двору Нуха ибн Мансура. Он долго болел, и придворные врачи ничем не могли ему помочь.
Хусейну удалось исцелить правителя, и в благодарность он предложил молодому целителю выбрать награду для себя. Молодой человек ответил, что попросил разрешения воспользоваться библиотекой дворца — одной из лучших на Ближнем Востоке. Эмир, конечно, разрешил это. И он также назначил его придворным врачом, поселив его во дворце.
Однажды к Авиценне пришел благородный человек, который спросил:
— Вам удалось многому научиться во время учебы в библиотеке?
"Много, - осторожно ответил Хусейн, - но недостаточно.
— Можете ли вы сделать книгу с рассказом об этих знаниях? Конечно, я не смогу заплатить с королевской щедростью, но моя благодарность тоже пойдет на пользу.
— Чтобы рассказать о содержании тысяч книг, нужно писать новые… Я мог бы восстановить их, но на это ушла бы целая жизнь.
Молодой человек все-таки поддался на уговоры. Он быстро написал книгу "Собранное", в которой рассказывалось обо всех науках, кроме математики. Иногда Авиценна, не в силах сдержаться, спорил с авторами. Это также было включено в работу.
Затем был получен заказ на книгу по этике. Авиценна работал с интересом. Но неблагоприятная обстановка в Бухаре и смерть отца вынудили его покинуть город. С тех пор начались странствия великого ученого. Но даже в этих условиях он умудрялся заниматься наукой и практикой.
В 1002 году Авиценна оказался при дворе Хорезма, где его называли "принцем врачей". Шесть лет спустя, после его отказа служить султану Махмуду Газнави, странствия начались снова. Он написал ряд работ в седле.
Проходили дни. Утром он написал медицинскую работу "Канон". В течение дня я работал со студентами и лечил пациентов. По вечерам - встречи и беседы. Ночью он снова писал.
Авиценну любили все. Он был мудрым, добрым и никому не отказывал в медицинской помощи. Особенно охотно он брался за лечение сложных случаев. Его методы были необычными.
Однажды Авиценну пригласили к правителю, наследник которого долгое время болел. Абу Али начал водить мальчика по парку, разговаривая с ним в тени деревьев. Авиценна рассказывал истории, мальчик слушал... А придворные подслушивали. Новый врач практически не лечил его лекарствами, давал только общеукрепляющее средство. Ранним утром он заставил сына эмира заниматься гимнастикой! Затем он попросил слуг убрать мусор из бассейна в саду, наполнить его водой и начал учить ребенка плавать. Прошло несколько месяцев, и мальчик выздоровел.
А случай с другим пациентом был настолько необычен, что передавался из уст в уста. Брат эмира Исфахана сошел с ума: он вообразил себя коровой, бегал по дому и мычал, не ел человеческой пищи. Он требовал покончить с собой и сварить суп! Врачи признали болезнь неизлечимой. Больной исхудал, тихо лежал и что-то бормотал.
Затем эмир повернулся к Авиценне. Последний, выслушав описание болезни, приказал сообщить пациенту, что мясник придет зарезать корову. Войдя в комнату с большим ножом, он крикнул:
-Отведи корову, которую нужно зарезать, во двор!
Услышав это, пациент радостно сел, хотя в последнее время он не вставал. Потом он пошел и лег на бок во дворе.
Авиценна, почувствовав его, воскликнул:
— Такую худую корову не следует забивать. Накорми ее хорошенько, чтобы она растолстела, а потом я убью ее.
Пациент пришел в замешательство и набросился на еду, где врач посоветовал смешивать лекарства. Постепенно он начал набирать вес и бормотал все меньше и меньше. Однажды утром пациент проснулся и пробормотал:
— Мне приснился странный сон: как будто я вообразила себя коровой!
"Действительно необычный сон, сэр..." - ответил слуга.
В последние годы Авиценна жил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Даулы. Непрерывные скитания, тяжелая работа, бессонные ночи, тюремные сроки подорвали его организм. Он страдал от желудочных колик.
Гений по имени Авиценна умер в 1037 году в возрасте 58 лет. Перед уходом в мир иной он приказал освободить своих рабов, наградить их и раздать имущество бедным.
В рассказах об Ибн Сине вера в его могущественные знания жила на протяжении многих веков. Одна легенда гласит, что Авиценна изготовил 40 лекарств, которые могли вернуть умершего к жизни. Студент, с которым он договорился, должен был оживить ученого после смерти, применяя их в строгой последовательности. Когда ученый умер, молодой человек начал оживать.
Применяя одно лекарство за другим, он наблюдал их необычайный эффект. Тело покойного становилось моложе. Когда осталось последнее лекарство, тело Авиценны было красивым и молодым. Казалось, он вот-вот оживет. Это так потрясло студента, что он уронил сосуд с эликсиром и... содержимое высыпалось на песок…
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: