Симукова Юлия Александровна
Симукова Ю.А. Подписчиков: 1478
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 153.5к

Развитие таможенного дела на Руси XI века.

9 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Развитие таможенное политики.

Превращение Киева в параллельный мировой центр посреднической торговли наряду с Константинополем в период с конца X и до середины XI века стимулировало расширение торговых отношений с другими странами и оформление системы новых торговых путей. Так, к торговым сухопутным коммуникациям относились дороги на Польшу, Чехию, Венгрию через Карпатские горы, связывавшие Центральную Европу с Киевской Русью. В результате «дело дошло до того, что даже из Малой Азии в Рим, по представлению русских людей, нельзя было иначе проехать, как мимо Киева и Новгорода» . Так, на киевские ярмарки в летний период съезжались купцы из восточных и западных стран той эпохи. Интенсивное развитие торговых путей по территории Киевской державы, гарантировавшей безопасность торгующим людям всей своей военной мощью, обеспечивало регулярное поступление таможенного сбора, который великокняжеская власть использовала для культурного развития столицы государства.

По традициям Великого шелкового пути, которые использовались и в Киевском государстве при проведении торговой и таможенной политики, в случае внешней или внутренней войны торговля не прекращалась, и никто не был вправе прервать ее. По этой причине торговые пути сообщения были своеобразной экономической зоной, где правила международной транзитной торговли регулировались нормами международных обычаев и соглашений.

Так, по мнению В.О. Ключевского, ряд исторических источников свидетельствуют о том, что в XI веке между Русью и другими государствами сложились, хотя и в неустойчивом состоянии, определенные договоренные таможенные границы и таможенные посты, осуществлялись единые нормы таможенных процедур, функционировали таможенные пункты, взимавшие таможенные взносы. Кроме того, имелись признанные всеми сторонами таможенные преференции, действовал определенные механизм применения тарифных штрафных санкций за контрабанду и соблюдались другие правила таможенного дела.

Одновременно на Руси развивалась и внутренняя торговля. Росло число людей, занимающихся торговой деятельностью. Появились монетные знаки в виде куска кожи или меха, а затем – слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, пол фунта – гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) – рублем. Уже в конце XI века на Руси были отчеканены первые монеты.

Нередко таможенные отношения в русских землях определялись междукняжескими договорами. В некоторых из них выражалась взаимная воля князей к прекращению взимания таможенных платежей на границах собственных княжеств.

Таким образом, зарождение и развитие таможенного дела на Руси неразрывно связано с развитием внешней торговли, торговой деятельности внутри государства.

С распадом Киевской Руси и образованием новых центров государственности – удельных княжеств – содержание таможенного дела стало определяться ее внутренними экономическими интересами. В «удельное» время развернулась торговля княжеств между собой. Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация.

Таможенные пошлины. Классификация таможенных пошлин.

Как уже упоминалось ранее, первое определенное указание на взимание сборов на Руси встречается в «Русской правде», но нет сомнения, что возникновение их должно быть отнесено к более раннему периоду времени. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы.

Итак, пошлины с продаваемых и обмениваемых предметов существовали у русского народа с древнейших времен, несомненно еще более ранних, чем время правления «Русской правды». Сборы, уплачиваемые правящему лицу, могли иметь характер либо дани побежденного, либо пошлины, платимой подданными в вознаграждение (за оказанные им услуги, покровительство). Ни о какой экономической безопасности государства в указанное время речи не идет.

Всего взималось около 40 пошлин различного рода. Важнейшими из них были: тамга, явка, осмничее, взимавшиеся «во имя права князя требовать известных платежей от подданных», чего не существовало в прежние времена. Таким образом, в древней Руси сложилась сложная система таможенных сборов, частного и частно-правового характера. Каждый товар, предназначавшийся для продажи, подвергался обложению несколькими сборами, которые взыскивались независимо один от другого. Размер тамги колебался от ¼ до 7% с цены товара.

Принципы взимания тамги были следующими:

-с целого ряда товаров она взималась не с цены, а с их количества;

-с цены весчих товаров она взималась в большем размере;

-иногда ее ставка зависела от вида и типа транспортного средства, доставившего товар.

При взимании других таможенных сборов проводилось различие между местными жителями, иногородними и иностранцами. Для иногородних и иноземцев обычно устанавливалось большее количестве платежей, которые отличались также более высоким размером.


Новгород.

Наибольших успехов в торгово-посреднической деятельности добился Новгород. Уже в конце XI века в нем была создана заграничная торговая фактория, так называемый Готский двор.

Главными торговыми партнерами Новгорода являлись ганзейские (Висби) и Ливонские города. Торгуя с русскими землями, ганзейцы добивались: предоставления им права беспрепятственного приезда и отъезда; права взыскивать с местных жителей торговую задолженность; не конфискации имущества; введение правил, облегчающих привоз и вывод товаров, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.

Существовавшее в то время гостиное право запрещало гостю:

• торговать с другим гостем (иноземец сначала должен был удовлетворить местных купцов);

• торговать в розницу (кроме ярмарочных дней);

• доставлять товары в город произвольным маршрутом;

• пользоваться собственными весами;

• вступать в непосредственные отношения купли-продажи с крестьянским населением.

Развитие внешней и внутренней торговле способствовало товарообмену, зарождению и совершенствованию таможенного дела.

Особый интерес представляют обязательства, связанные с транспортировкой иностранных товаров до Новгорода. Возникали споры о расценках, сроках доставки товара, компенсации ущерба и т.д. Специальными уставами, изданными немецким купечеством для немецкого двора в Новгороде и регулирующими жизнь немецкой фактории, вводились ограничения на длительность пребывания немецких купцов в Новгороде, а также устанавливались ограничения относительно стоимости ввозимых товаров.

Развитие торговых направлений XI века.

Начало временного объединения русских князей против половцев было положено в 1097 году на съезде князей в Любиче. Признанным главой союза стал Владимир Мономах, чьи экономические, в том числе и внешнеторговые интересы находились в южных русских землях. Походы объединённых русских сил в половецкие степи завершились большими победами, что стабилизировало политическую ситуацию на Руси, вновь открыв ворота для успешной внешней торговли. Половецкие ханы были вынуждены признать торговые и таможенные условия взаимодействия между Русью и Степью, которые существовали в дополовецкий период.

Изменение направления основных торговых коммуникаций в русских землях отразилось на демографической ситуации, так как началась массовая миграция квалифицированного населения, а именно – ремесленников ведущих специальностей, из экономических центров юга Руси по Днепру, утративших былое торговое значение, в более выгодные места приложения своего мастерства. На активной миграции торгово-ремесленного населения сказывался и такой важный фактор, как потребность получать качественное исходное сырье, в основном поступавшее из-за границы, необходимое для выделки добротных изделий, имевших устойчивый спрос как на Руси, так и на международных рынках. Таким исходным сырьем для русского городского ремесла являлись качественное железо, цветные металлы, ткани, драгоценные и полудрагоценные камни, слоновья кость, кожи и т.п. Данная потребность стимулировала активный товарообмен между русскими землями и другими странами, которые обладали необходимым исходным сырьём для русской ремесленной промышленности. Так, потребность в железе и цветных металлах удовлетворялась за счет поставок олова – из Англии, меди – из Швеции, железа – из Богемии, свинца – из Испании. Качественная кожа (сафьян) привозилась из стран Средней Азии и Персии.

Оседали мигранты в этот период в основном на системе Волжского торгового пути, который приобрел свое важное значение в развитии русской и европейской торговли, так как он обходил зону конфликта в Леванте.


Волжский торговый путь.

Волжский торговый путь заслуживает особого внимания.

Верхний участок пути.

Путь начинался от берегов Балтики, вёл вниз по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вниз по Ловати до волков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.

Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары».

К северу от Булгарии основными торговыми агентами выступали варяги. Прямые торговые контакты Скандинавии с Северной Русью, регионом верхней Двины и оз. Ильмень, установленные в первой половине IX в., обуславливались не только потребностью сношений Скандинавии с Востоком. Русская сторона сама остро нуждалась в некоторых скандинавских и европейских товарах, особенно в оружии.

Кроме того, товарами массового ввоза из Скандинавии на Русь являлись различные характерные детали костюма, среди которых первое место занимают разнообразные фибулы – застежки для стягивания краев одежды. К предметам скандинавского происхождения также принадлежат боевые топоры – секиры, франкские мечи, длинные кинжалы, круглые щиты, массивные браслеты, железные шейные гривны с подвесками.

К середине IX века в районе озера Ильмень возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным путём была связана с Русским каганатом.

Средний участок пути

В X веке крупную роль в транзитной торговле между балтийским Севером и арабским Востоком по Волжскому пути начинают играть волжские булгары, у которых к этому времени окончательно сложились основы раннефеодального государства. Булгары сумели обеспечить безопасность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредственной торговли на Средней Волге.

В 1006 г. булгары добились у Владимира Святославича привилегии свободной торговли в городах на Оке и Волге, для чего им выданы были печати. Русские в замен получили право свободного приезда в булгарские города с печатями своих посадников.

Торговлю Киева и Булгара в XI отличал преимущественно не двухсторонний, а посреднический, транзитный характер. Булгарский экспорт состоял как из местных товаров (хлеб, козьи шкуры, кожа и др.), так и привозных восточных товаров (поливная и люстровая керамика, шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани и др.).

Арабские источники свидетельствуют, что торговля иностранных купцов в Булгарской земле, так же как и в Хазарии, была обложена 10-процентной пошлиной.

Русско-булгарские торговые отношения развивались вплоть до нашествия Батыя, приобретая всё более сложные и многообразные формы. Так, в Рязани, Суздале, Владимире появились булгарские колонии, а русские гости проживали на постоянной основе в городах Волжской Булгарии.

Нижний участок пути

О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 912-922 гг.

На Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала

Хазария.

Хазарский каганат возник в VII в. на Северном Кавказе, в Азовском регионе и бассейне нижней Волги. Его географическим средоточием стали северокавказская территория и треугольный выступ к северу между Доном и дельтой Волги. Важнейшими хазарским городами были Итиль, Хамлидж, Семендер и Беленджер. Первый находился в дельте Волги, второй – предположительно в большой излучине Дона, третий – у каспийского побережья Северного Кавказа, четвертый – где-то в середине Кавказского хребта. Из крепостей следует назвать Астрахань, Тмутаракань, Саркел. В VIII в. хазары подчинили себе восточнославянские племена северян, вятичей и радимичей, обложив их данью.

Местонахождение Хазарского государства позволяло ему контролировать точки пересечения наиболее важных торговых путей Западной Евразии. Неудивительно, что охрана торговых путей из Европы в страны Передней (Западной) Азии составляла главную цель политики кагана, а вознаграждался он сбором таможенных пошлин с караванов судов, курсировавших на север и на юг, на запад и восток.

Южный хазарский маршрут начинался в Византии или где-то в нижней Руси (в Киеве), проходил через византийские владения в Крыму, а затем хазарскую заставу Самкуш (Тмутаракань). Потом путь шёл по славянской реке (Дону), откуда через Переволоку купцы попадали в Волгу мимо хазарской столицы следовали в Каспийское море. Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше дальше в Багдад, Балх и Мавероннахр.

И византийцы, и хазары взыскивали десятину в свою пользу на всех дорогах, а также в морских и речных портах. Таким образом, с самого начала своего существования Хазария активно участвовала в международной транзитной торговле. Однако нам почти ничего не известно о торговой деятельности самих хазарских купцов.

До конца IX в. активное участие в восточной торговле принимали самостоятельные сообщества русских купцов, которые иногда формировались по родственно-семейному принципу. Именно они на свой страх и риск привозили товары в Багдад, Херссон, Амастриду и даже Константинополь.

В за свои товары Булгария,, Русь, балтийские и западноевропейские страны получали арабские серебряные монеты-дирхемы, а также бисер, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, самшит, разные украшения из золота, серебра и бронзы и т. д., которые вывозились из восточной части Закавказья, Армении, Ирана, Йемена, Индии, Бандахшана, других восточных и исторических областей. В XI в. в русском и скандинавском импорте широкое распространение получили ближневосточные золотостеклянные и серебростеклянные бусы, среднеазиатские бусы из сердолика, горного хрусталя и аметиста. Из Хазарии вывозили рыбий (белужий) клей, скот, кожу, рыбу.

С конца IX в. происходило постепенное распространение власти Рюриковичей на русские земли, находившиеся под хазарским «покровительством». Отчасти это было вызвано тем, что Хазария не была в состоянии оберегать русских купцов на востоке и препятствовала становлению Русского государства и установлению его связей с Крымом и Византией. В начале X в. каганат попытался установить экономическую блокаду Руси. Это привело к резкому сокращению притока дирхемов в Восточную Европу и спровоцировало первый кризис в поступлении восточного серебра.

В результате наступления хазар произошёл разрыв отношений между Северной Русью с Приазовьем. Это должно было привести к поиску иных маршрутов в торговле с Востоком. Приток монет возобновляется в начале X в., когда серебро идёт через Волжско-Камскую Болгарию из державы Саманидов в обход Хазарского каганата.

Долгое время в характере торговых экспедиций Руси на Восток неизменно присутствовал военный, захватнический оттенок. В X в. возросло число их нападений на города Каспийского побережья. Грабеж и торговля, по словам Б. А. Рыбакова, почти сливались в одно понятие: слово «товар» одновременно означало и обоз, и товар, и военный лагерь.

Разрушение Святославом Итиля и резкое сокращение, а затем полное прекращение притока на Русь восточной монеты нанесли ощутимый урон восточной торговле, происходила переориентация Волжского пути.

В конце XI в. торговые пути к Азовскому и Каспийскому морям были перекрыты половцами, которые с этого времени – в периоды перемирий – осуществляли посредничество в отношениях между Русью и Востоком.

Погромы от печенегов, а затем от половцев свели к нулю значение Итиля и всей восточной торговли Руси. Уменьшение восточной торговли продолжалось вплоть до её полного замирания в конце XI в. Балтийского – Волжский путь окончательно захирел.

Начиная с 90-х гг. XII в. напор половцев стал ослабевать. Походы русских князей 1190-1193 гг. серьезно подорвали их силы, и в конце XII в. половецкие набеги совершенно прекратились.

Несмотря на все обстоятельства, вызванные половецким торговым «посредничеством», из Средней Азии вывозились особые шелковые ткани из некрученой пряжи, поливная посуда, фаянс; из Ирана – бронзовая утварь, ткани, фаянс, художественная керамика. В конце 12 в. важными поставщиками серебряных изделий в Русскую землю сделались Армения, Киликия и Малая Азия. Таким образом, Волжский путь продолжал выполнять свои торговые и другие функции вплоть до татаро-монгольского нашествия в конце 30-х гг. XIII в., полностью нарушившего сложившуюся к тому времени структуру международных связей и обусловившего переход Волги под контроль Орды.

Днепровский торговый путь (Путь из варяг в греки)

Одной из основных задач первого Русского государства был контроль над торговым путем по Днепру. В этой связи характер самого государства можно назвать военно-торговым. Предпринятые в первой половине X в. военные походы русских князей преследовали цели защиты интересов русских купцов и обеспечения им свободы торговли, а не разграбления Царьграда.

Важнейшие реки и исторические связи определяли торговые потоки главным образом в направлении к Черному и Азовскому морям. Но наиболее оживленные и постоянные торговые связи наладились с Византией и черноморскими городами.

Путь «Из варяг в греки» - водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию, один из путей экспансии варягов из района проживания на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII – XIII веках н.э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Фактически, как утверждает Б.А. Рыбаков, речь шла о пути из Византии через Русь на север – путь «из грек в варяги». Путь же из варяг в греки, будто бы шедший из Балтики в Черное море, является домыслом норманнистов, настолько убедивших всех ученых людей в своей правоте, что описание его стало хрестоматийным. В. А. Рыбаков делает вывод, что путь из варяг в греки не имел никакого отношения к Руси и славянским народам. Он отражал реальные маршруты норманнов из Балтики и Северного моря к Риму.

От Балтийского моря путь проходил по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до реки Западная Двина; далее волоком до реки Днепр и далее выходил в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.

В 860 г., после успешного нападения на Константинополь, Русь добилась официального признания со стороны Византии и заключила с ней первый известный нам договор «мира и любви». После захвата Киева князем Олегом (882 г.) днепровский участок пути «из варяг в греки» стал быстро приобретать значение главной географической оси Древнерусского государства, и в X – первой половине XI в. Днепровский речной путь «был прочно установлен».

Понравилась публикация?
20 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Симукова Юлия Александровна

«Мы — русские! С нами Бог!»

В Нижнем Новгороде прошел Крестный Ход, который начался у Михайло-Архангельского собора в кремле, где покоятся останки Кузьмы Минина, а завершился на площади Народного единства
00:16
Поделитесь этим видео

"Россия планирует ввести госреестр неодобренных видеоигр: борьба с серым импортом и за контроль контента"

В России намечаются изменения в сфере видеоигр, предполагающие введение государственного реестра игр, которые необходимо одобрить со стороны чиновников. Такую инициативу выдвинула организация

В Новгородской области пьяный водитель, уходя от погони, сбил двоих детей на велосипеде

16 июля этого года в поселке Октябрьский Борского района Нижегородской области водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, сбил двух велосипедистов, которыми оказались несовершеннолетние дети.

Пропала 2х-летняя девочка

Мать ребенка и ее сожителя проверяют к причастности в убийстве.В городе Холм Новгородской области ищут внезапно пропавшую из дома двухлетнюю девочку. Волонтеры прочесывают

Эпидкарта COVID-19 с детализацией до дома

Специалисты Нижегородского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Блохиной Роспотребнадзора работают над созданием электронного эпидемиологического атласа.Проект