Верховный суд разъяснил, когда за непропуск пешехода инспектор ДПС не имеет права штрафовать водителя

В настоящее время штраф за непропуск пешехода на переходе составляет в пределах 1,5-2,5 тысяч рублей, и инспекторы ГИБДД с удовольствием составляют на водителей протоколы за подобные нарушения, тем более, что многие действительно не уступают дорогу пешеходам.
Между тем, далеко не всегда правомерными оказываются действия инспекторов ГИБДД.
Наиболее распространена ситуация, когда пешеход вступил на «зебру», но проезжающий автомобиль не создал для него никаких препятствий. Подобную ситуацию в ДПС трактуют как непропуск. Между тем, один из водителей в поисках правды добрался до Верховного суда, и в результате выиграл дело.
Рассматриваемый случай имел место в одном из российских городов, причем весь момент попал на камеры наблюдения. На нем прекрасно видно, как автомобиль проезжает пешеходный переход еще до того, как человек пересекает полосы проезжей части для движения во встречном направлении. Т.е. автомобиль и пешеход, хоть и оказались одновременно на "зебре" но находились на разных сторонах перехода, т.е. водитель не создал пешеходу помех, не повлиял на траекторию его движения.
Далее последовала остановка «нарушителя» и выписывание ему административного штрафа. Обращения в суд в суды первой и второй инстанций никакого результата не дали, в обоих случаях решение сотрудников ГИБДД было признано законным. Свое решение в судах мотивировали существующей судебной практикой по делам, связанным с непредоставлением преимущества движения пешеходам.
В частности в Московском суде при вынесении решения руководствовались правилами, действовавшими до 2014-го года, и предусматривающими необходимость изменения скорости движения авто или направления движения при предоставлении преимущества пешеходу. При этом использовались обобщенные понятия о пропуске человека за счет полной остановки или снижения скорости движения транспортного средства.
Однако, Верховный суд обратил внимание, что нижестоящие суды неверно трактовали понятие "уступить дорогу", не изучили правовую природу данного понятия. Между тем, правильная трактовка понятия "уступить дорогу" имела решающее значение при рассмотрении указанной ситуации, поскольку именно эта формулировка применяется в ст. 14.1 ПДД:

В частности, Верховный суд обратил внимание на разъяснение понятия "уступить" дорогу, которое даётся в ПДД, статья 1.2 часть 1 ПДД "Общие положения":

Указанная статья ПДД однозначно устанавливает, что требование уступить дорогу является обязательным только тогда, когда невыполнение данного требования может вынудить других участников движения, имеющих преимущество (т.е. пешеход, в данном случае), изменить направление или скорость движения.
Этот факт не был учтен не только сотрудниками ДПС, но и судами первых двух инстанций.
Соответственно решение о вынесении штрафа было признано недействительным, а постановление, выписанное инспектором ГИБДД, аннулировано.
Таким образом, если инспектор ДПС останавливает водителя в аналогичной ситуации с целью наложения штрафа, необходимо разъяснить ему положения ст. 1.2, а так же 14.1 ПДД, которые однозначно свидетельствуют об отсутствии оснований для наложения штрафа на водителя.
"...если инспектор ДПС останавливает водителя в аналогичной ситуации с целью наложения штрафа, необходимо разъяснить ему положения ст. 1.2, а так же 14.1 ПДД". Разъяснить-то ему можно, только уяснит ли он, и согласится ли?
Решение ВС небесполезно для аналогичных судебных разбирательств, а в споре с инспектором - бабушка надвое сказала. Вот когда накопится какая-то судебная практика...
Инспектора последнее врем на основании этой статьи трактуют так,,Обязан уступить ДОРОГУ,,.Иными словами всю дорогу,все полосы движения. На этот случай есть ещё решение Верховного суда.Если траектории движения водителя и пешехода не пересекаются ,то и уступать не надо.Именно так и произошло с водителем,пешеход прошёл его полосу он поехал дальше,а там попрошайки.Далее всё как в описаном.
"Создать помеху в дорожном движении - вынудить другого его участника изменить скорость или направление движения".
Именно такая норма существовала и существует всё время, сколько существует ПДД в России!
Водителю надо знать ПДД и всё что к ним относится лучше любого инспектора, встреченного на дороге. Тогда он всегда будет знать что он нарушил, а что нет, и не будет никого бояться!
Доведя себя до такого состояния, я сам брал с инспекторов штрафы и они платили с удовольствием: "За науку"!