С грамотностью, с логикой — просто облом
Академическое мошенничество, распространено невероятно широко,
буллинг, показуха: почему дети плохо учатся?

К системе российского образования — как школьного, так и высшего — много претензий. Учителя жалуются на большую нагрузку, бюрократию и низкие зарплаты, родители и студенты — на излишнее количество домашних заданий и устаревшие программы, работодатели — на то, что вузы выпускают неподходящих специалистов. И это все далеко не исчерпывающий перечень вопросов.
Профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Полина Амбарова.
— Мы разработали типологию аномалий в высшем образовании, разделив их по группам студентов, преподавателей и менеджеров. Общая для всех и одна из самых распространенных аномалий — имитация: студенты делают вид, что учатся, преподаватели — что учат, менеджеры — что эффективно управляют процессами. В результате все вместе приводит к образовательной неуспешности.
Другая аномалия — академическое мошенничество. Оно прививается детям со школы, переносится в вузы и распространено невероятно широко. Имеется в виду списывание, плагиат, нарушение авторских прав, гострайтинг (воровство чужого произведения), подлоги — к примеру, когда во время онлайн лекций студенты ставят свою аватарку, а сами занимаются своими делами.
Полина Амбарова:
— Справедливости ради: студентам онлайн-лекции неинтересны. Нет непосредственного двухстороннего общения, эмоциональной связи с преподавателем. Кроме того, такие лекции не учитывают образовательного профиля студентов, нередко один и тот же материал, одним и тем же языком преподается и гуманитариям, и «естественникам», и «технарям».
Аномальное поведение встречается даже на уровне дошкольного образования. Детям дают задание подготовить рисунок или поделку. Требования к детям завышены, они не справляются с заданием, а родителям некогда — и тогда работы просто покупаются и выдаются за свои.
Усвоенная девиация перекочевывает в школу. В школе годовая оценка по предмету складывается из оценок за четверть. Наиболее «находчивые» школьники поступают так: в первой четверти усиленно, на отлично занимаются, к примеру, русским языком и «забивают» на все остальное, в следующей четверти — математикой, и так далее. А в конце года имеют хорошие оценки по всем предметам. Эту манеру они переносят в вуз, высвобождают себе дополнительное свободное время, которое используют по собственному усмотрению — на прогулки с друзьями, хобби, получение дополнительного образования или работу.
Гарольд Зборовский:
— Мошенничество — это сквозной сюжет, в котором дети участвуют с малых лет. Самое страшное, что, взрослея, они не идентифицируют такой образ мышления и действия как отклонение, мошенничество для них — норма. На одной из фокус-групп студентка с пеной у рта доказывала, что гострайтинг — совершенно нормальный подход: мы живем при капитализме, и я вправе покупать и использовать то, что сделано другими! И сверстники, хоть и не все, ее поддержали. Выходя из вузов, вчерашние студенты уходят с этой «нормой» во взрослую жизнь. Там они сталкиваются с сопротивлением и становятся социально неуспешными. Так образовательная неуспешность в вузе становится одной из причин социальной неуспешности за его пределами.

Все зависит от того как воспитывают детей дома что им прививают с детства