Что штрафники кричали во время Великой Отечественной вместо “Ура!”

Штрафные роты и штрафные батальоны — одна из наиболее обросших мифами и откровенными домыслами тем, связанных с Великой Отечественной войной. Дело в том, видимо, что информацию о штрафных частях люди черпают, в основном, не из серьезных исследований (которых мало), а из книг и фильмов о войне. А это не всегда надежный источник.
Как появились штрафные части?
Штрафные части появились в Красной армии в 1942 году, их формирование началось одновременно с появлением приказа Сталина No227, известного под названием «Ни шагу назад!». Это был самый тяжелый год войны. Было отбито наше наступление на Харьков, немцы рвались к Волге и Северному Кавказу, заняли Ростов-на-Дону, Воронеж, Крым. В этой ситуации многие бойцы дрогнули, участились случаи бегства с поля боя, в частях ходили панические разговоры и ослабла дисциплина. Ситуацию нужно было менять в корне. Командование обратилось к опыту штрафных частей, хорошо знакомому еще с Первой мировой и Гражданской. Активно использовали штрафные части и немцы. Об этом прямо говорится в приказе No227: «После своего зимнего отступления под напором Красной армии, ... немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот... около десятка штрафных батальонов... Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой». Были части штрафников и в армиях других стран, принимавших участие во Второй мировой войне. Следуя общемировой практике, советское командование принимает решение о формировании на каждом фронте до 3-х штрафных батальонов (численность – 800 человек), и в каждой армии – 5-10 штрафных рот (150-200 человек). Бойцам и офицерам, совершившим тяжкие проступки и преступления, давалась возможность искупить свою вину кровью. Штрафников бросали на самые напряженные участки и сражались они храбро, но преувеличивать роль в Победе именно штрафных частей все же не следует. Статистика говорит, что за всю войну через штрафные части прошли около 430 тысяч человек, что составляет не более 1,24% от общей численности личного состава РККА.
Что такое штрафной батальон и чем он отличается от штрафной роты?
В штрафные батальоны направляли офицеров, совершивших тяжкие проступки и преступления. В штрафных ротах искупали свою вину рядовые бойцы и младший комсостав. Командовали и штрафбатами и штрафротами «обычные», не провинившиеся офицеры. Оказаться в штрафниках можно было за трусость, дезертирство, самострелы, а также за нарушение дисциплины, пьянство, драки. На войне люди остаются людьми, и вполне могут совершить преступление, которое в мирное время карается в соответствии с уголовным кодексом, например, убийство. Случались и кражи, растраты казенного имущества – за это особенно часто попадались интенданты. Если «на гражданке» за преступление «светило» 10 лет, то на войне человек получал 3 месяца штрафной роты или батальона. За более легкие проступки – 1 или 2 месяца. Больше этого срока в штрафбатах и штрафротах не служили. Или погибали или возвращались в свои части. Уголовников среди штрафников было совсем не так много, как принято думать. Действительно, некоторым зекам, находившимся в местах лишения свободы, давали шанс искупить свою вину перед обществом на фронте, но эту возможность надо было еще заслужить, предоставлялась она далеко не всем. Покинуть ряды штрафников можно было и досрочно – по тяжелому ранению, это называлось «искупить кровью», или совершив подвиг. За подвиги награждали также, как и всех остальных солдат и офицеров – медалями и орденами. Ветеран войны генерал-майор А.В. Пыльцин, командовавший штрафным батальоном, рассказывал о таком курьезе в связи с наградами. Совершив геройский подвиг, за который их могли представить к награде, многие разжалованные офицеры просили: «Только не орден Славы, лучше медаль!». Этим орденом награждали солдат и сержантов, и офицеры носить его стеснялись: сразу будет понятно, что воевал в штрафниках.