Литва в тревоге. Рабочие крупнейшего завода по производству удобрений готовы к забастовке, железнодорожники - к увольнению

Оснований для тревоги немало. На 8 февраля профсоюз работников Ахема - крупнейшего в Прибалтике завода по производству удобрений в литовском городе Йонава объявил забастовку, вопреки всем уговорам дирекции и правовым препонам, из-за которых на подготовку данной акции ушло почти два года.
Как выяснилось, в течение этого долгого периода принципиальные профсоюзные активисты в соответствии со строгими европейскими нормами, даже решившись на судебное разбирательство, упорно добивались реализации одного из фундаментальных прав, закрепленного Международной организацией труда. А за это время они сумели собрать за забастовку более 80% голосов вместо 25%, которые требуются по уставу, таким образом наглядно доказав, что у трудового коллектива предприятия возникли серьезные разногласия с руководством.
При этом ситуация на заводе постоянно ухудшалась по причинам вовсе не зависящим от его собственников. Сначала они были вынуждены пожинать плоды литовской "энергетической независимости" от России в лице "Газпрома", когда правительство страны с помпой пришвартовало в порту Клайпеды СПГ-терминал под громким названием.
Взяв в 2014 году у Норвегии вот эту "Независимость" стоимостью 300 миллионов долларов в аренду, Литва должна тратить на нее не менее 60 миллионов долларов ежегодно. А так как в договоре срок аренды прописан до 2024-го, то за эти десять лет Вильнюс заплатит Осло вдвое больше.

Невзирая на упорные попытки переложить эти огромные расходы на плечи собственников крупных предприятий, среди которых оказался и завод Ахема, ранее успешно работавший на российском трубопроводном газе.
К слову, предприятие в 2019 году было вынуждено подать в Европейский суд справедливости на правительство своей страны, принуждавшее его к сотрудничеству с СПГ-терминалом, но, судя по всему, этой европейской справедливости не добилось.
В итоге уже в октябре 2021 года, когда начался рост цен на газ, Ахема объявляла, что будет вынуждена остановить производство, но удержалась на плаву. А чуть позже у нее возникли новые проблемы уже из-за транзита удобрений через Белоруссию.
В январе 2022 года руководство предприятия решилось в одностороннем порядке изменить систему оплаты труда. Узнав об этом, работники взялись за подсчеты и не обрадовались.
"Сотрудники подсчитали, что некоторые из них пострадают из-за этого нового порядка — зарплаты сократятся более чем на 100 евро в месяц. Из-за этого мы больше не видим другого варианта — остается только бастовать", - рассказала председатель профсоюза работников завода Бируте Дашкявичене.

В дирекции, разумеется, недовольны, так как завод является стратегически важным для всей Литвы, нынче пребывающей в тревоге не только из-за предстоящей забастовки, которая должна стать первой на частном предприятии.
А тем временем работникам государственной компании "Литовские железные дороги" остается лишь смириться, узнав о том, что в ближайшее время будут уволены не менее 300 человек из-за все той же Белоруссии. Впрочем, у них еще есть надежда.
В руководстве пообещали, что вернут людей на их рабочие места, как только ситуация изменится.
По всей вероятности, рассчитывают на то, что Вильнюсский окружной административный суд удовлетворит иск "Беларуськалия" относительно расторжения долгосрочного контракта на перевозку его транзитных грузов.
