Ветеран БД
Ветеран БД Подписчиков: 3161
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 14.2к

Возможна ли власть без вранья и цинизма?

15 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На вопросы газеты "Ялта" отвечает ялтинский социальный психолог Геннадий Куксов.

-- Геннадий Владимирович, ваша книга "Выборы: аномалии демократии" получила высокие оценки учёных. А в чём суть вашей концепции понимания окружающей нас социальной действительности?

-- Любая социальная система (человек, социальная группа, общество) в своём бытии реализует три фундаментальных отношения: к себе, к другому и к идеалу.

Характер этих отношений определяет границы развития общества. Сами же отношения реализуются в различных сочетаниях императивной, манипулятивной и развивающей практик взаимодействия.

На основе преобладающих в социальной жизни практик взаимодействия выстраиваются соответствующие им типологии культур, компонентов социальной организации общества, человеческого материала:

-- Императивная практика. Культура предписаний, человек послушный, политика господства-подчинения (руководства), идеология веры.

-- Практика манипуляций. Культура интересов, человек желания (потребления), политика управления поведением (но не деятельностью), идеология интересов.

-- Развивающее взаимодействие. Культура ценностей, человек созидания (нравственный), идеология ценностей, политика развития.

Во взаимодействии мы выделяем поведенческую и деятельностную составляющие. Трансформация поведения в деятельность ведет к прогрессу и развитию, сегодняшний обратный процесс – к застою, упадку и деградации, перерождению деятельностной системы в поведенческую.

Каждая из практик актуализирует проявление разных форм человеческого «Я» (биологического, социального, духовного), соответствующие им поведение и свойства человеческого потенциала. Биологическое поведение побуждается потребностями, социальное – интересами, духовность – ценностями.

-- Расскажите об этом подробнее.

-- В культуре предписаний доминирует императивная практика -- принуждение силой. Это культура оправдания настоящего через идеализацию прошлого (в традиционном обществе), либо будущего (в тоталитарном).

Мы с вами живем в культуре интересов. В этой культуре преобладает практика манипуляций. Во взаимоотношениях власти и общества – принуждение обманом.

Понятие «интерес» в научном лексиконе и обыденной речи появилось относительно недавно. Но его уже постигла участь, формируемой на основе интереса реальности. Содержание и значение понятия меняются в зависимости от позиций, пристрастий, предпочтений тех, кто им пользуется, их принадлежности к той или иной области знания и даже от характера обсуждаемой темы.

В словаре Брокгауза и Ефрона издания 1898 года написано: «Интерес обозначает пользу или выгоду отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц».

Побуждаемые интересами действия направлены на извлечение максимальной выгоды из положения (статуса), занимаемого в социальной структуре общества, из формируемых и уже сложившихся ситуаций.

Окружающую нас действительность мы представляем как поле социальных отношений и взаимодействий, а складывающиеся в результате этих взаимодействий ситуации как объекты интересов различных, в том числе не участвующих в их создании, социальных групп. Освоение объектов интереса и способность к социальной мимикрии позволяет человеку, другим социальным субъектам укреплять и повышать свой социальный, экономический, политический, профессиональный, иной статус. Повышение собственного статуса возможно через понижение статуса предполагаемых конкурентов.

Отношения власти и социума выстраиваются главным образом на основе политических и экономических интересов. Политические интересы связаны с достижением власти и господства.

-- А интерес ситуативен?

-- Ситуативность и выгода – базовые характеристики интереса. Изменения ситуаций (внешних условий и обстоятельств), точнее то, как ситуации представлены в сознании, ведут к изменениям поведения (способов достижения целей). Одно из следствий этого -- чередование «ударов в спину» и «поцелуев в зад» в межличностных отношениях.

Предметно рассуждать об интересах возможно исключительно на языке выгоды. Где есть выгода, есть интерес, нет выгоды -- нет и интереса. Выгодно и полезно то, что способствует достижению значимых для субъекта целей.

Слова «выгода» и «польза» тождественны по значению, но не совпадают по смыслу. Смысл всегда существует в форме значения для субъекта.

В сознании индивида и общества «мой» и «наш» интерес ассоциируется с пользой и даже благом, противополагаемый ему «чужой» – с выгодой и корыстью.

В культуре интересов принцип выгоды становится ключевым фактором разрушения и дегуманизации собственно человеческих отношений, подавления духовное начало в человеке. Поэтому в ней, как утверждал Ницше, лучше всего приспосабливаются и выживают худшие. К этой культуре вполне применимы слова Марка Аврелия – «То, что делает человека худшим, чем он есть, не делает худшей и его жизнь».

-- Подождите, но почему тогда от властей часто звучат призывы к совести, справедливости, честности -- нравственным ценностям?

-- Это делается в целях пропаганды и манипуляций общественным сознанием. Свой частный интерес правящий режим пытается представить как общественную ценность. Ценности становятся средством оправдания своих и дискредитации чужих, побуждаемых корыстным интересом действий. Получается буквально по Салтыкову-Щедрину – «Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли».

Апелляция к ценностям ведёт к появлению того, что называют двойными стандартами.

Культура интересов - это культура виртуализации реальности. Прошлое и будущее имеют право на существование только в том виде, в котором они удовлетворяют интересам настоящего.

Особенности культуры интересов отражают высказывания наших и зарубежных политиков. Приведу некоторые из них: «У Соединенных Штатов нет друзей – есть интересы» (Кисcинджер на посту госсекретаря); «Что полезно России, то и есть истина» (экс-министр культуры Мединский по поводу тренда героев-панфиловцев); «Нормы международного права следует выполнять, учитывая интересы России» (из выступления Дмитрия Медведева на международном юридическом! Форуме).

В социальных отношениях поведение, побуждаемое интересом, напоминает игру с нулевой суммой. В ней интерес сильного всегда удовлетворяется в ущерб реального интереса более слабого.

Ограничить интерес одного перед носом другого может только ценность.

Культуре ценностей соответствует практика развивающего взаимодействия. Это культура реализации идеализированных представлений о справедливом мире. В ней настоящее, впитывая в себя лучшее из прошлого, творит будущее.

В отличие от манипулятивно-императивной, развивающая практика предполагает отношение к себе, другому (человеку, культуре, природе), идеалу как к цели, а не только как средству.

-- А что для вас развивающее взаимодействие в политике?

-- Это форма социальных отношений направленных на раскрытие позитивных свойств человеческого потенциала через приобщение к общечеловеческим, в том числе демократическим ценностям. В контексте отношений власти и общества, чиновника и гражданина в частности – это не власть человека над человеком, а подчинение всех власти правового закона.

Ценности – предельные нормативные основания поведения, деятельности и сознания. Они задают причинный ряд сопряженных с ними явлений. Степень ограниченности интереса ценностью, частного интереса общественным, содержательные характеристики интересов и ценностей – важнейшие показатели развитости общества. Добро, правда, законность, справедливость – ценностные категории. Ценности – притягивают, интересы – толкают. То, что человек должен делать определяется ценностями, то, что желает – потребностями и интересами. Развивающее взаимодействие способствует трансформации должного в желаемое – в реально действующие мотивы поведения.

Ценности несовместимы с манипуляцией. Манипуляция ценностями разрушает последние.

-- Ваше мнение о том, что сегодня происходит в России.

-- Манипулятивно-императивная практика, а иная сегодня в социальных отношениях и арсенале политиков отсутствует, порождает соответствующие ей свойства власти и социума – ложь, цинизм, безответственность, желание всё и вся контролировать. «Весь мир – театр…». Игры в социальные роли, стремление не быть, а слыть вытесняют выполнение функциональных обязанностей. Деятельность – активность, направленная на преобразование природной и социальной действительности -- вырождается в побуждаемое корыстным интересом социальное поведение. Воровство и коррупция – формы его проявления.

Следствием перерождения деятельности в поведение становится и кадровая политика. Кадровые назначения, особенно в системе власти, осуществляются не по признакам профессиональных и деловых качеств, а преимущественно по политическим мотивам, соображениям личной преданности, по признакам родства и дружбы.

Ложь конституируется как власть, проникая во все сферы социальной организации и жизнедеятельности общества. Происходит унификация сознания граждан, его программирование под цели и интересы правящих групп.

Парламентские партии успешно паразитируют на ими же создаваемых проблемах страны и авторитете президента. Основным средством поднятия авторитета служит опосредованное СМИ создание и поддержание у населения желаемого эмоционального состояния при отсутствии реальных (не иллюзорных) оснований для этого. Эмоции есть, результата и эффективных действий, ведущих к достижению декларируемых целей, нет.

Законотворческая деятельность (так называют свой тяжкий труд на благо страны депутаты) производит и воспроизводит удушающий всё и вся, какое-либо желание трудиться бюрократический аппарат – чиновников. Те, в свою очередь, занимаются фиктивно-демонстративным трудом, переводя время граждан в очереди, а своё – в бумагу. Не в деятельности, а в побуждаемом интересами поведении действуют законы Паркинсона. Согласно им чиновник множит подчиненных, т.е. чиновников, но не соперников, чиновники работают друг для друга.

Как результат, 80 процентов студентов мечтают стать госслужащими. Невольно вспоминаешь высказывание Чехова: «Тому, кто неспособен ни на что, остаётся один шанс – стать чиновником». При деградации сектора реальной экономики страна продолжает плодить юристов и экономистов, но не инженеров и квалифицированных рабочих. Демократия трансформируется в мусорный бак, который власть в лице политиков и обслуживающего их персонала заполняет своей никчемностью.

Уровень мышления тех, кто причисляет себя к элите ниже требований не только сегодняшнего дня, но и дня вчерашнего.

В стране правит бал посредственность, прикрывающая свою никчемность социальным статусом и его атрибутами. Не труд и его результаты, а власть, приближенность к ней стали источником собственности и благополучия.

Сформирована социальная система, в которой правящий режим подменил приватизированное им государство.

-- Как-то всё очень грустно. А что же делать?

Прежде всего, свергнуть правящий режим через национализацию государства и ликвидировать тотальную зависимость гражданина от власти.

Базовый признак, отличающий режим от государства, – слияние власти и собственности.

Свобода – это нравственная независимость от биосоциальных проявлений, царство того, что немецкие философы называли практическим разумом. Практический разум реализуется не иначе как в деятельности. Именно в ней он опосредует поведение индивида и социальных групп.

Характер отношений власти и социума – основа общественного благополучия и существования любого государства.

Существование России как великой державы немыслимо без построения социальных отношений на ценностно-смысловой основе, перехода отношений власти и социума от идеологии и культуры интересов к идеологии и культуре ценностей.

А это невозможно без отказа от манипулятивной практики и перехода к практике развивающего взаимодействия.

Взял интервью Сергей САРДЫКОПодробнее ➤

Понравилась публикация?
17 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Кая Каллас призывает ограничить ВС РФ для урегулирования украинского конфликта. Получиться у ЕС обуздать нашу армию?

Европейская «выскочка» Кая Каллас опять появилась на политической «сцене» со своими глупыми призывами: Такое ощущение, что она совсем не следить за своим языком, то есть он у нее сам по себе «метет» что попало,...

Украина атаковала танкеры "теневого флота" в Чёрном море. Киев пытается сорвать мирные переговоры в Москве

Украина атаковала два судна, российского "теневого флота" в Чёрном море у берегов Турции. Два танкера, которые находятся под санкциями ЕС "Кайрос" и "Вират" были подвержены "внешнему" воздействию, т.е.
01:32
Поделитесь этим видео

Новое "супероружие" Путина. Британцы в панике от русских голубей биодронов

В Британии пришли в ужас от нового "супероружия" Путина. Как рассказывают агенты разведки Лондона в России образованы целые "боевые" крылатые эскадрильи, которые были якобы созданы по личному приказу Путина.