Как появился "бюджетный" гжель и почему он был так популярен в СССР
Синий тетерев тосковал на снегу, то есть на белом блюдце. Птица ошиблась: ей надо было пушить хвост и закидывать головку совсем не на том блюде. На нем нет фирменной марки "Гжель", дорогой сердцам многих советских коллекционеров и любителей искусства. Но в сине-голубом оперении этой птицы такое же озорное лукавство, наивная праздничность разодетого деревенского ухаря, что и на всемирно известных гжельских изделиях. Однако этот глухарь из другой стаи.

В селе Речицы, что в Гжельском округе под Москвой, есть старинный фарфоровый завод. Плановое хозяйство поручило ему делать лабораторную посуду, колбы, выпарительные чаши и пестики. Завод стал незаменимым, таких в Советском Союзе больше не было.
Обычной посудой — чашками и чайниками — с давних времен занимались фарфоровые производства в селах Бахтеево, турыгино, Коломино, объединившихся под одной вывеской "Гжель".
В советское время была просто повальная мода на гжельскую посуду, как на территории союза, так и за рубежом. И синие цветы расцвели. Наверно, в Гжели не только глина, но и воздух особенный или вода, но узоры на речицких блюдах получались истинно гжельские.
Во время празднования 650-летия Гжели и ее фарфоровых производств в Москве открылась обширная экспозиция древнего промысла. На ней был представлен и речицкий сине-голубой фарфор. И хотя рядом можно было любоваться настоящими гжельскими шедеврами, скромные кухонные досочки с тающим цветком, часы-тарелка и фарфоровая кофейница, которую можно ставить прямо на огонь, имели большой успех.
Конечно, масленки и блюда Речицкого завода — не для музеев и коллекционеров. Они - для простого советского народа, потому что красивые и недорогие. Именно поэтому речицкий гжель, как его еще часто называют "бюджетный", до сих пор пользуется успехом.