Николай Иванович
Николай Иванович Подписчиков: 3113
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М

Нужно ли бороться с клиповым мышлением? Потому что не так страшен клип...

477 дочитываний
85 комментариев
Эта публикация уже заработала 24,05 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 16.02.2022 эта публикация заработала 50,00 рублей
Зарабатывать

Терминология

Практически всем известно это выражение, которое производят от английского clip – «фрагмент текста», «вырезка», обозначающее тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Здесь намеренно приведено шаблонное, гуляющее по сетевым просторам определение, в котором непредвзятый и «неклиповый» взгляд распознАет намеренное или случайное смешение причины и следствия, посыла и вывода и в целом некорректность данной дефиниции.

Клиповое мышление противопоставляют системному, которое обеспечивает глубокое погружение в тему и систематизацию информационных массивов. Особенно при этом подчеркиваются негативные последствия, грозящие нашей подрастающей смене: снижение аналитических способностей, невозможность длительной и глубокой концентрации внимания, гиперактивность, риск развития аутизма.

Над поколением 2000-х нависла страшная угроза.

Разложим по полочкам

Во-первых, что касается корректности. Если вспомнить институтский курс философии и ознакомиться с основными постулатами психологии, то выяснится, что так называемое «клиповое мышление» к собственно мышлению имеет довольно опосредованное отношение.

Тогда-то и «откроем для себя» описываемое явление как один из элементов первого, чувственного этапа процесса познания, как когнитивный навык (когнитивный стиль), один из способов восприятия окружающей действительности, ведущий нас от ощущения к представлению. На этом этапе большей частью задействованы механизмы конкретно-образного освоения информации, за которые отвечает правое полушарие человеческого мозга.

Вот реализация второго, логического этапа познания у личности, привыкшей к ускоренно-фрагментарному восприятию и не получившей достаточных навыков анализа, синтеза, обобщения, дедукции и индукции, вызовет заметные затруднения.

Тут требуется интенсивная инициация возможностей левого полушария мозга – только эти функции через понятие, суждение и умозаключение подведут личность к третьему этапу практического применения знаний в целях осуществления какой-либо деятельности любого рода: от вязания на спицах до написания симфоний.

Низкая или вообще невыработанная у юного поколения способность к элементарной систематизации и абстрактно-логическому освоению воспринятой информации – именно в этом, а не в самом по себе пресловутом «клиповом мышлении», подоплека наших недоумений и расстройств, когда мы видим в ютубовских роликах школьников и студентов, которых ставит в тупик вопрос: «Как звали отца Александра Сергеевича Пушкина?». И проблема это вполне четко осознается педагогическим сообществом.

Насколько свежа проблема?

Вообще-то ничто не появляется на пустом месте. Бытие определяет сознание, как бы банально это ни звучало. Развитие производительных сил, совершенствование технологий постоянно и побудительно воздействует на человеческое сознание. От неспешного ковроткачества к мануфактуре и далее к конвейерному производству - на всех этапах неизбежно, с той или иной степенью ускорения, происходила интенсификация восприятия действительности как отдельной личностью, так и обществом в целом.

Вдумчивых переписчиков книг сменил печатный станок Гутенберга, появилась газета, с начала 17-го века принявшая облик по-настоящему периодического, мобильного многотиражного издания. Только бы радоваться: новости стали распространяться с немыслимой раньше скоростью и в невиданных объемах. Тем не менее история оставила нам весьма резкое высказывание писателей братьев Гонкур: "Газета — естественный враг книги, как шлюха — естественный враг порядочной женщины." Вот они где, оказывается – истоки нашего негодования по поводу нынешнего дефокусированного интернет-сознания.

Проблема все-таки есть – что делать?

Радио, телевидение, мировая сеть – кажется, что человечество уже не располагает достаточным количеством времени, чтобы освоиться с Ниагарой информации, к тому же еще и норовящей постоянно колебаться в направлениях. А чтобы компенсировать эту нехватку времени, и явилось на свет это самое пресловутое клиповое мышление. Демонизировать его не имеет смысла, а рассматривать как некий инструмент, и помочь молодым использовать его - вот задача.

Да молодые, если разобраться, и сами не промах: кто осмелится назвать юного программиста, освоившего десяток машинных языков для проработки навыков кодирования, жертвой сетевого сознания? Или более четырех миллионов студентов российских ВУЗов – они все сдают экзамены по шпаргалкам, не вникая в суть предмета? У соседей дочь со школы взялась за изучение китайского языка, сейчас диплом пишет в Пекине – вот уж кому не грозят риски мультирежимного подхода.

Преодолевая трудности….

В то же время отмахиваться от проблемы не стоит, да и не получится. Когда школьник не хочет читать, не запоминает, не может пересказать – это не только его беда, это головная боль всего педагогического (и не только) сообщества.

Если учесть, что детям изначально присуще «ситуативное» мышление с нелогичным на первый взгляд, несистематическим использованием имеющихся знаний и одновременно с поразительной способностью фиксировать характерные, но незаметные для взрослых детали, и то, что мозг современного человека не перестает удивлять ученых своей нейропластичностью, приспособляемостью к усвоению цифровой, дискретной реальности, то ситуация будет выглядеть совсем не безнадежной.

Чтобы преодолеть барьер «цифровой амнезии» (неспособности запоминать новую, особенно текстовую и устную, информацию) и функциональной неграмотности, возникающие вследствие отсутствия навыка обдумывания информации, педагогическая наука всерьез озаботилась разработкой новых подходов к обучению детей. Вместе с общим пониманием того, что с возможно более раннего возраста надо направить усилия на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, вырабатываются и конкретные передовые воспитательные приемы.

Хорошо забытое старое?

Что самое интересное – прогрессивные методики при пристальном разглядывании оказываются не настолько авангардными, чтобы признавать их исключительную новизну. Достаточно вспомнить хотя бы советских учителей-новаторов последней четверти прошлого века. Одним из них был В. Ф. Шаталов, который изобрел и успешно применял в учебном процессе оригинальные дидактические средства и пособия: опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач. Образцы их мы легко найдем в сети.

И что мы увидим? Что опорный конспект или лист опорных сигналов представляет собой логически выстроенную визуальную модель содержания учебного материала, в которой максимально сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы. И такой метод применим для любой дисциплины.

Это же тот самый способ от фрагментарного восприятия перейти к осмыслению информации!

Шаталов широко использовал в учебном процессе элементы игры, исключил принципы принуждения. Отметку в открытом листе учета знаний всегда можно было исправить и повысить, пересдав тему. Не напоминает «шансы» и «жизни» в компьютерных играх?

Можно яростно проклинать гаджеты, девайсы и неконтролируемое общение в сетях, вызыващие сиюминутный всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. А можно вспомнить, как Шаталов культивировал на своих уроках принципы бесконфликтности, успеха и оптимизма.

Грустно становится, когда в очередной раз можно лишь запоздало посетовать на косность и неповоротливость тогдашней официальной советской педагогики. Возьми тогда на вооружение нестандартные, но эффективные методики В. Ф. Шаталова и других учителей-новаторов – глядишь, нынче были бы впереди планеты всей…

А общий вывод прост: все же никуда не денешься – придется всем нам смириться с изменениями, впустить их в свою повседневность и считать той самой нормой, которую наши потомки посчитают безнадежно устаревшей.

Источники, из которых почерпнуты сведения с использованием навыков «клипового мышления»:

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

Подробнее ➤

85 комментариев
Понравилась публикация?
154 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 85
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Нет никакого клипового мышления. Это, просто быстродействие мозга, который работает не по указке педагога, а по спланированному алгоритму строящемуся на собственных пониманиях приоритетов. Если мозгу нужна быстрая сменяемость области интереса, то, во-первых, смену он осуществит, а во-вторых, с чего Вы взяли что Ваш тактический т.н "углублённый анализ" ценнее стратегического планового обозрения ? После стратегической оценки важности деталей требуемых учителем, мозг даже ребёнка может проявить пристальный интерес.

Клиповое мышление - очередное название бессилию учителей.

+11 / -4
картой
Ответить

Тимириев Р.А.Пишет 15.02.2022 в 21:20
Клиповое мышление - очередное название бессилию учителей.

Согласна с Вами.

+9 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 13:57
Калуга

Тимириев Р.А.Пишет 15.02.2022 в 21:20
Если мозгу нужна быстрая сменяемость области интереса, то, во-первых, смену он осуществит

Вы совершенно правы, я с этим и не спорил.

Тимириев Р.А.Пишет 15.02.2022 в 21:20
с чего Вы взяли что Ваш тактический т.н "углублённый анализ" ценнее стратегического планового обозрения ?

Ничуть не ценнее, об этом и речи не было. И первое, второе - отдельные стадии разных этапов процесса познания. Но если сознание ребенка "тормознется" на стадии целенаправленного, но фрагментарного восприятия, то есть опасность, что не будут реализованы аналитические задатки, заложенные в него генетически.

И да, "клиповое мышление" - журналистский штамп.

+6 / 0
Ответить

Николай ИвановичПишет 16.02.2022 в 13:57
Но если сознание ребенка "тормознется" на стадии целенаправленного, но фрагментарного восприятия, то есть опасность, что не будут реализованы аналитические задатки, заложенные в него генетически

Ну, насчёт "генетического" это ещё доказать всё надо. Не так уж всё это изучено: как гены так и мозг.

А сознание ребёнка не тормознётся. Сознание ребёнка пока ещё работает быстрее самого быстрого компьютера, и куда как быстрее неуклюжего движения мысли "психологов", сочиняющих инвективы новым поколениям.

Надо принимать молодёжь, понимать её жизнь, язык, творчество. Это сложная богатая штука, способна удивлять и дарить открытия.

Да. К Вам претензий никаких. Кроме одной - проследите ход мысли автора статьи - там клиповости, перескоков, отвлечений, размена на мелочи, ухода от конкретики, избежания доказательств - хоть пруд пруди...

+5 / 0
Ответить
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 20:04
Калуга

Тимириев Р.А.Пишет 16.02.2022 в 18:37
Надо принимать молодёжь

Кто-то против этого возражает?

Как ни странно это может показаться, но автор в целом разделяет Ваш оптимизм.

+3 / 0
Ответить

Разделяет, разделяет.

В то же время отмахиваться от проблемы не стоит, да и не получится. Когда школьник не хочет читать, не запоминает, не может пересказать – это не только его беда, это головная боль всего педагогического (и не только) сообщества.

Педагогическое сообщество встревожено.

Вы знаете.., я тоже, если меня разозлить, склонен взирать на молодёжь свысока, приписывать ей разного рода дефекты сознания, недостатки мышления. Но, меня, в отличии от педагогов, не вознесли на "пъедестал обличителя", дипломы, должности, инструкции и система образования.

Меня, грубо говоря, молодёжь и послать может.

И сам я, себя не считаю матёрым опытным седым.

Наблюдаю, подмечаю, изучаю. Дружу. Поучаю. Учусь.

Нет никакого клипового мышления. Есть абстрактизация, есть компактная вариативность, есть неуклюжее прилежание, есть обусловленное небрежение, всегда есть причина - при ближайшем рассмотрении, никак не дискредитирующая работу и способности мозга. Дискредитирующая опыт -да. Дискредитирующая влияние среды - да. Дискредитирующая менторское насилие - да. И так далее - не буду всё перечислять.

Автор разделяющий мой оптимизм, всё это имеет в своей жизни? Что нибудь из этого он затрагивает, приводит? Вообще, серьёзно ли он рассматривает всю эту совокупность аспектов и факторов?

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 21:22
Калуга

Тимириев Р.А.Пишет 16.02.2022 в 20:28
И сам я, себя не считаю матёрым опытным седым.

Наблюдаю, подмечаю, изучаю. Дружу. Поучаю. Учусь.

Всецело поддерживаю.

Тимириев Р.А.Пишет 16.02.2022 в 20:28
Автор ... всё это ... затрагивает, приводит?

А надо было? Рамки формата, однако.

Тимириев Р.А.Пишет 16.02.2022 в 20:28
серьёзно ли он рассматривает всю эту совокупность аспектов и факторов?

Рассматривает. Впечатляется.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Николай ИвановичПишет 16.02.2022 в 21:22
А надо было? Рамки формата, однако.

Ага. Бытие определяет. Как бы банально это не звучало.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
DELETE

Пробежал мельком статью.

"... Если вспомнить институтский курс философии ..."

- Ага, вспоминаю, хоть более полувека прошло: этот курс надо было, не жуя, выплевывать. Теперь лучше стало? Кабы не так.

Клиповое мышление?

- Да все мы получаем информацию б.ч урывками и эмоциями (даже сугубо интеллектуальные сведения всегда окрашиваются эмоционально, если хоть чуть значимы для нас, и восприняты не путем тупого заучивания). А уж потом эти кусочки складываются и систематизируются.

Далее что-то о "педагогическом сообществе" и его обеспокоенности...

- Да нет ничего более жалкого, убогого, зашуганного, бесправного , чем это сообщество en masse...

И т.д.

- Не могли бы Вы покороче изложить суть затеянной канители о клипах. Мне она напоминает (тыщу сорри) словесные пузыри.

Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 10:29
Калуга

Николай СергеевичПишет 15.02.2022 в 21:59
покороче изложить

Что за зверь - клиповое мышление?

Оно вроде как и не мышление вовсе.

Но оно есть. И несет некоторую опасность.

Вред нивелируем, пользу используем - с помощью сочетания новых приемов и старых методов.

Вывод: прорвемся!

Подробнее см. по ссылкам.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Не грустите, Николай Иванович!

"Клиповое мышление" страшно только тем, кто не понимает, что ничего страшного нет. Тот же Шаталов это интуитивно понял.)))

Попытка систематизировать, на мой взгляд, это желание контролировать и направлять.

+8 / -2
картой
Ответить
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 11:33
Калуга

Морозова Ольга МихайловнаПишет 15.02.2022 в 23:30
Не грустите, Николай Иванович!

Спасибо, Ольга Михайловна, постараюсь.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Здравствуйте.

Благодарю Вас за интересную публикацию.

Это действительно проблема, сейчас молодежь, мало общается она находится в виртуальном мире, они забывают про мир реальный - этот мир намного интересен и многообразен, они все в своих гаджетах, на замечания не реагируют. Здесь необходима гос программа по развитию молодежи, да и нам родителям тоже необходимо уделять больше внимания своим детям....

Будьте здоровы и счастливы в новом году!

Берегите себя и своих близких!

+8 / -1
картой
Ответить
DELETE

Тришневский,уже 16-е февраля.Остановись.

Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 11:28
Калуга

ВадимПишет 16.02.2022 в 00:48
уже 16-е февраля

"А мужики-то не знают!..." © А все равно приятно. В Китае вон только вчера закончили праздновать свой Новый год.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
16.02.2022, 11:07
Калуга

Тришневский Игорь НиколаевичПишет 15.02.2022 в 21:54
необходима гос программа по развитию молодежи,

Есть нацпроект "Образование", в регионах реализуют дорожные карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи». Насколько они будут успешны, во многом зависит от степени формального или неформального подхода к их реализации.

Иначе уже давно наметившуюся тенденцию на увеличение числа детей с нарушениями речевого развития преодолеть будет трудно.

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
DELETE

"все же никуда не денешься - придется всем нам смириться". - ситуацию уже не изменить

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (85)

"Маленький гномик на Форд Експлорер": реальная история о том, как фальшивый интернет-провайдер обманул Илюху

Моему давнему приятелю Илье срочно нужен был интернет в новом доме, в который он переехал совсем недавно. Начал Илюха искать на быструю руку провайдер, который занимается монтажом интернета за МКАДом.

Ozon обманул с товаром.

Получаю доступ на земле через World Wide Web (Всемирная Компьютерная Сеть) в информационно-телекоммуникационную сеть Internet («Интернет») и через соответствующую поисковую систему (Яндекс браузер и т.

Паспорт РФ.

Таким образом, возникает вопрос на 30 день месяца Ноября 2025 г. следующий. Где почитать действующее законодательство о паспорте гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

"Маленький гномик на Форд Експлорер": реальная история о том, как фальшивый интернет-провайдер обманул Илюху

Моему давнему приятелю Илье срочно нужен был интернет в новом доме, в который он переехал совсем недавно. Начал Илюха искать на быструю руку провайдер, который занимается монтажом интернета за МКАДом.

Аvito требует паспорт.

Получаю доступ на земле через World Wide Web (Всемирная Компьютерная Сеть) в информационно-телекоммуникационную сеть Internet («Интернет») и через соответствующую поисковую систему (Яндекс браузер и т.

Одноразовый «доктор»: с должности главврача во Владимире уволен 26-летний Манучехр Шобеков, не имеющий медицинского образования. Страшно?

Всем смертям и законом назло, в стране продолжает цвести и пахнуть блат, родственные, национальные связи и прочее номенклатурное братство. Неважно, что ты никакой не специалист, дружба дороже. Достойнейший,
01:45
Поделитесь этим видео

Почему не пользуюсь проводным интернетом?

Я пользоваться проводным интернетом не буду уже никогда. Почему? Первый раз начиная с 2006 года. Мы тогда платили по 2тысячи в месяц почему-то. Доказать не смогли. А засекла впервые мошеничество очень просто.