Льготы для бизнеса на подключение к электросетям уходят в прошлое. Что нужно знать промышленным потребителям из числа малого и среднего бизнеса.

Результат
11 февраля Совет Федерации одобрил поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике», которые корректируют механизм определения платы за технологическое присоединение (ТП) к электрическим сетям– от 16.02.22. № 12-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 23.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ". Суть их в том, что льготы для бизнеса на подключение к электросетям постепенно отменят. Поправки касаются подключения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт. Постепенно возвращается инвестиционная составляющая в плате за техприсоединение.
Предыстория
Одиннадцать лет назад Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» преду¬смотрел, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение (ТП) инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры. Когда вновь созданный (строящийся, построенный, расширивший производство) потребитель заявляет об увеличении потребляемой электрической мощности, ему ресурсоснабжающая организация (РСО) выдает технические условия (ТУ), в которых обозначает условия присоединения к магистральным сетям и назначает цену этого мероприятия. С 2011 года эта цена должна была содержать стоимость только непосредственных текущих технических и организационных расходов, связанных с доступом потребителя к энергоресурсу.
При этом РСО как всякий организм, должна развиваться: вводить новые генерирующие мощности, прокладывать линии электропередачи (ЛЭП) в отдаленные и ближние районы, и т.д. Финансы для этого брались из платы за электроэнергию, включались в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
Почему теперь по-другому?
«Россети» посчитали, что поступающих через тарифы средств не хватает на полноценное инвестирование модернизационных программ. За 2009−2020 годы выпадающие доходы от деятельности по ТП энергопринимающих устройств мощностью до 150 кВт составили 190,4 млрд рублей, из них не компенсировано 60,1 млрд.
А есть еще потребители с различными тарифными послаблениями. По данным «Россетей», объём технологического присоединения льготной категории заявителей на ТП ежегодно составляет порядка 460 тыс. заявок общей мощностью 7 ГВт, при этом фактически потребляемая мощность не превышает 20% от заявленной. То есть кто-то, затевая свечной (или кирпичный) заводик, завышает свою потребность (про запас, на будущее, или просто небрежно посчитав), РСО выделяет ячейку с мощной коммутационной аппаратурой, а потом затраченные деньги не может вернуть в запланированный срок, потому что потребитель, не выбирая мощность, платит меньше того, на что рассчитывал поставщик.
Решили – надо брать
Поэтому с 1 июля 2022 года в состав платы за техприсоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (это как раз мощность малого и среднего предприятия) будет включаться инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства.
Для более крупных потребителей также исключаются «поблажки», но позднее: тем же Федеральным законом 12-ФЗ с 1 июля 2024 года снимается запрет на включение в состав платы за ТП энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.
Останется ли пресловутая инвестиционная составляющая в тарифах – об этом пока скромно умалчивается.
Вывод
Экономика должна быть экономной. Уходя, гасите свет.
Всем удачи и благополучия!