Борт №1: на каком самолете летает российский президент
История борта №1 началась более 70 лет назад. Первым перелет совершил глава СССР Иосиф Виссарионович Сталин в 1943 году, прибыв на конференцию в Тегеран вместе со своими соратниками Берией, Ворошиловым и Молотовым. Генералиссимус летел на оригинальном американском Дугласе С-47.
Никита Сергеевич Хрущев летал гораздо чаще. В качестве борта №1 он использовал Ту-114, являющийся гражданским вариантом бомбардировщика Ту-95. С этим самолетом в Америке произошла курьезная ситуация. Местные трапы оказались слишком короткими, и делегации Советского Союза пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.
Следующий генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев летал на стремительном Ил-62, который являлся флагманом гражданской авиации СССР. Этот же борт использовали для деловых поездок и официальных визитов Юрий Владимирович Андропов и Михаил Сергеевич Горбачев.
Когда к власти пришел первый президент России Борис Николаевич Ельцин, в целях безопасности борт №1 сменили на Ил-96. Он летал под бортовым номером RA96012. Об этом воздушном судне ходит множество легенд. Согласно одной из них, дизайн салона создавал известный художник Илья Глазунов. Также говорят, что президентский Ил-96 мог похвастаться увеличенной дальностью полета. В нем были установлены оптико-электронные станции, создающие помехи для самонаводящихся головок ракет ПЗРК. В случае падения самолета должна была сработать особая система спасения главы государства. Другие источники утверждают обратное: Ельцин не приветствовал роскошь, поэтому в его самолете не было изысканного дизайна. Для разделения внутреннего пространства использовались шторки и картонные перегородки.
На чем летает Путин
Нынешний президент России Владимир Владимирович Путин для деловых поездок, официальных встреч, участия в форумах и саммитах чаще всего выбирает самолет Ил-96-300 ПУ (М) с бортовым номером R96016. Этот флагман является модернизированным вариантом предшественника, которым пользовался Б.Н. Ельцин. А вообще Специальный летный отряд «Россия» содержит девять самолетов Ил-96-300 различных модификаций. Также в распоряжении главы государства два вертолета.
Но Путин не всегда летает на Ил-96-300. Он может выбрать Ил-62 М, Ту-134, Ту-154 М или ЯК-40. Это связано с особенностями аэропорта и обстановкой в конечной точке. Но в любом случае, все вышеперечисленные суда летают в сопровождении борта №1. В экстренной ситуации президент пересядет на этот самолет и сможет благополучно добраться до места назначения.
Оснащение борта №1
Оснащение борта №1 направлено за возможность принятия высокопоставленных лиц других государств, защиту российского президента от попыток диверсий и угроз. Самолет лидера России защищается с земли и с воздуха. На земле многочисленные диспетчеры и техники следят за работой ПВО, контролирующих отрезки, связанные с наибольшим риском – взлеты и посадки. На всем пути следования воздушное судно президента сопровождает специальное звено прикрытия, состоящее из опытных пилотов.
Кроме этого, в некоторых источниках упоминается, что самолет президента оснащен собственным бортовым устройством ПВО. В случае пуска ракеты злоумышленниками оно выпустит антиракету, которая нейтрализует угрозу. Специальные маскирующие покрытия делают борт №1 практически неуязвимым для систем наведения ракет. Плюс ко всему, в самолете имеется множество средств связи, в том числе спутников. Обилие электроники обусловлено не прихотью, а необходимостью.
Салон Ил-96-300 представляет собой мобильный рабочий кабинет, где президент России может решать текущие задачи. В распоряжении В.В. Путина офисная оргтехника, компьютеры, каналы спецсвязи и спутниковые системы коммуникации. Благодаря сотрудникам Омского оборонного предприятия, лидер страны может транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, в любую точку мира с любой высоты.
Интерьер салона президентского самолета
В салоне самолета президента созданы все условия не только для продуктивной работы, но и для комфортного отдыха. Также в нем удобно принимать высокопоставленных гостей. Интерьер выполнен в светлых тонах с элементами российского триколора. Согласно информации некоторых СМИ, отделка интерьера салона обошлась в несколько десятков миллионов рублей. Только на покрытия из шпона ореха было потрачено 15 000 000. Умельцы Павлово-Посадской швейной фабрики предоставили для украшения салона гравюры на исторические темы.
Но кроме деревянной отделки и гравюр больше элементов роскоши в салоне борта №1 не отмечено. Зато самолет оборудован мини-спортзалом, комнатами отдыха для высокопоставленных гостей, столовой, баром и душевыми кабинами. Также здесь есть медицинский блок, оснащенный необходимым инструментарием и медикаментами на случай оказания первой помощи.

Не дурно, совсем не дурно