«Транснефть» умеет делать деньги не только на названии продукта в наименовании компании
Журналисты МК почти год изучали деятельность топ-менеджмента организации, выяснив, что $150 млн. бюджетных денег было ими выведено в офшорные компании. Началось всё с 4 буксиров «дочки» компании, ООО «Транснефть-сервис», — «Арктур», «Антарес», «Альтаир» и «Алиот». Более детальное изучение показало: суда принадлежат по факту 4 разным фирмам в офшорах с арендой за бюджетные деньги по завышенной цене в $6,8 тыс. в сутки (рыночная цена аренды — не более $3 тыс).
Запятналось и руководство Новороссийского порта, откуда была вытеснена госфирма «Морспасслужба», занимавшаяся ликвидацией разливов нефти — в итоге «Транснефть-сервис» заняла объект и монополизировала услугу, подняв стоимость ликвидации с $28 тыс. в месяц до $890 тыс. Деятельность «дочки» «Транснефти» в этом порту ведется с 2011-го — и уже более 10 лет нехитрые схемы по выводу средств действуют.
Вскрылось это всё из-за аварии 7-го августа 2021-го, когда огромный объём топлива вылился в море во время перевалки нефти на греческий танкер. По заявлениям Каспийского трубопроводного консорциума, площадь была не более 200 кв.м., а по факту ученые и специалисты выяснили, что площадь загрязнения оказалась 80 кв.км. (!). Далее дело дошло до СКР и Росприроднадзора — а там и до президента, заявившего, что «даны поручения Генпрокуратуре и другим правоохранительным органам провести проверку соблюдения действующих законов, в том числе это касается и рейдовой перевалки грузов, расходования бюджетных средств и использования государственного имущества».

Причем тут авария КТК? Соль в том, что за ней и скрывается «Транснефть», захватившая ранее обслуживание терминалов с нефтеоборудованием. У нее и так уже в собственности более 60% акций Новороссийского порта, что позволяет не допускать на объект сотрудников, которые могут как-либо пошатнуть схему с дорогостоящими арендами и услугами: так, «Транснефть» берет в аренду у КТК все необходимое для работы, что делает огромные чеки на обслуживание. Кстати, те самые 4 судна, арендованные по завышенным ценам, как раз и занимались ликвидацией огромного разлива.
В итоге компании, которым надоел недопуск для работы в порту, привлекли внимание руководства страны — в курсе не только Путин, но и Мишустин, и подобное управление стратегическим объектом — это заметные валютные потери для страны.