Антон Чураков
Антон Чураков Подписчиков: 1

Сын фермера работал на заправке, а в 40 лет стал МИЛЛИАРДЕРОМ

13 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда речь заходит о фастфуде, мы сразу представляем гамбургеры, картошку фри и… жареную курочку. И сейчас, заходя в ресторан KFC – крупнейшей сети заведений быстрого питания, получившей славу благодаря блюдам из курицы – сложно поверить в то, что все это началось в 1930 году, на маленькой бензозаправке в штате Кентукки. А если копнуть глубже – еще в 19 веке, на одной из американских ферм.

История создания KFC

В далеком 1890 году в семье фермера Вилбура Дэвида Сандерса родился сын, получивший имя Харланд. Когда мальчику исполнилось 5, его отец погиб, оставив маленького Харланда и двух его братьев. Чтобы прокормить детей, мать будущего Полковника Сандерса устроилась на консервный завод. Все домашние хлопоты легли на плечи старшего сына. В возрасте семи лет Харланд стал сам заниматься готовкой, так как у матери на это просто не было времени. И кто знает, может, уже тогда в голове юного Сандерса начал зарождаться знаменитый секретный рецепт смеси 11-ти трав и специй.

Однако домашней жизни Харланда вскоре наступил конец. Когда мальчику исполнилось 13, его мать вновь вышла замуж, и отношения между ее новым мужчиной и старшим сыном сразу не заладились. Из-за частых стычек с отчимом Харланд покинул дом и перебрался к своему дяде в Нью-Олбани, штат Индиана. В возрасте 16 лет юноша подделывает дату рождения, записывается в армию США и отправляется на Кубу – там в это время происходят народные волнения против американской оккупации. Примечательно, что звание полковника Сандерс получил не на военной службе, ведь на Кубе его определили в тыловое обеспечение и, как сам говорил, весь срок он только и делал, что выгребал конский навоз.

Итак, вернувшись к мирной жизни, Харланд Сандерс начал активную деятельность. За несколько лет он успел поработать страховым агентом и мойщиком рельсов, трудился на пароходе и в шахте, был кочегаром и фермером. И в то же время заочно проходил обучение в Чикагском Университете ЛаСалль — крупнейшем в мире учебном заведении для представителей бизнеса. И лишь в 40 лет Сандерс впервые занялся ресторанным делом. (А ведь многие в этом возрасте уже думают о выходе на пенсию).

В 1930 году Харланд стал владельцем небольшой заправочной станции фирмы Shell, расположенной на шоссе №25, неподалёку от Норт-Корбин, штат Кентукки. Здесь Сандерс стал продавать проезжающим автомобилистам деревенскую ветчину и стейки собственного приготовления. Однако эта заправка не была похожа на те, что мы видим сейчас. Чтобы гостям было удобнее принимать пищу, Сандерс переоборудовал кладовую под уютную столовую и даже поставил туда обеденный стол, стоявший у него дома.

Спустя четыре года успешной торговли предприниматель решил расширить свой бизнес. Но нет, о мировой сети ресторанов речи в то время не шло. Сандерс ограничился покупкой новой заправочной станции, которая располагалась по другую сторону шоссе. Это помещение было большего размера и в нем поместилось уже 6 столиков. Сандерс всерьез занялся ресторанным бизнесом. Он прослушал курс в Школе гостиничного хозяйства Корнеллского университета, постоянно улучшал свое заведение и расширил ассортимент – именно тогда в его меню впервые появились блюда из курицы. Такое рвение заметили власти штата и в 1936 году Харланд Сандерс был удостоен звания полковника Кентукки, ставшего неотъемлемой частью его имени и стиля. Воодушевленный успехом, полковник Сандерс в 1940 году покупает местный мотель – теперь его клиенты могут не только наслаждаться жареной курочкой, но и оставаться у гостеприимного бизнесмена на ночь.

В истории сети KFC наступил переломный момент – он пришелся на конец 40-х. Именно в это время небольшая столовая на окраине штата начала стремительно превращаться в нечто крупное, нечто мировое. И решающую роль в этом сыграла смекалка Сандерса.

Тот, кто хоть раз жарил курицу, знает, что это не такое уж сложное и долгое занятие. Только не в том случае, если у вас уже несколько заказов, а клиенты все прибывают и прибывают. По словам Сандерса, в то время на приготовление одного блюда у него уходило в среднем 35 минут – то есть каждому покупателю приходилось ждать своего заказа более получаса. Тогда Полковник понял: чтобы удержать клиентов и привлечь новых, нужно сократить время жарки курицы. На помощь изобретательному бизнесмену пришла скороварка для овощей. Доработав ее, Сандерс смог значительно ускорить готовку мяса и даже улучшить его вкусовые качества, так как жарил курицу под давлением. За этим нововведением последовало еще одно, которое является визитной карточкой KFC по сей день. Рецепт той самой смеси 11-ти трав и специй до сих пор остается одной из самых известных коммерческих тайн, хотя, как говорил Полковник Сандерс, ее ингредиенты «стоят на полке у каждого». Но все это касается только меню KFC, в то время как основную роль в популярности ресторана играет его стиль.

Получив в 1950 звание полковника Кентукки во второй раз, Харланд Сандерс понял, может использовать его для продвижения своего бизнеса – с тех пор он всегда представлялся новым людям не иначе как Полковник Сандерс. Тогда же он начал работать над имиджем – подстриг бородку и усы, повязал на шее черный галстук-боло и надел белый костюм. В продолжение последующих 20 лет он появлялся на людях только в таком образе – летом надевал легкий костюм, а зимой менял его на утепленный. Сандерс смог добиться своего – он стал лицом своего бизнеса, и сейчас над каждым рестораном KFC и на каждом фирменном баскете красуется улыбающийся Полковник.

Но на этом перемены в деле Харланда не закончились. В 1952 году ему пришлось окончательно попрощаться со своим прежним кафе – на смену старому шоссе №25 пришла автомагистраль I-75, пущенная в объезд Корбина. Это означало, что поток автомобилистов, посещавших заведение Сандерса, скоро иссякнет и бизнес потеряет клиентов. Тогда-то предприниматель и понял: нужно двигаться дальше.

Еще за три года до этого, в 1952-м франшизу Сандерса приобрел Пит Харман – владелец крупнейшего ресторана в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Именно Харману бренд KFC обязан многим, в том числе и своим именем. Сперва Пит зарегистрировал название Kentucky Fried Chicken (Жареный цыпленок из Кентукки), а позже и знаменитый слоган It’s finger lickin' good (Так вкусно, что пальчики оближешь). В 1957 Харман изобрел еще одну визитную карточку KFC – фирменное ведерко. В него входило 14 кусочков курицы, 5 булочек и пинта соуса. Впоследствии концессионер сети Дейв Томас поднимет это ведерко на новый уровень – причем в буквальном смысле – он предложит устанавливать на знаки рядом с кафе вращающееся ведерко.

Казалось бы, дела фирмы идут как нельзя лучше: Сандерс стоит у руля, а его детище обретает мировую популярность. Но тут история KFC делает крутой поворот и выбивает Полковника из седла – и не поверите – виноваты в этом звезды.

В 60-х годах, когда KFC достигла невероятного успеха и стала лидером США по количеству точек сбыта, компаньоны Харланда Сандерса стали замечать, что тот постепенно теряет интерес к бизнесу. Сеть росла с каждым днем, а Полковник, увы, уже не был молод – управление делами корпорации стало его тяготить, но и прощаться с ним он не собирался. И тут партнеры Харланда решили, что называется, взять быка за рога.

Как пишет журнал Теннесси Мэгэзин, в 1964 году группа инвесторов, в которую входили Пит Харман, менеджеры Ли Каммингс и Харлан Адамс, финансист Джек Мэсси и сын адвоката Сандерса Джон Браун-младший, подготовила письменное предложение о продаже бизнеса, но послано оно было не сразу. Расчетливые предприниматели знали слабые стороны своего партнера – Полковник слишком полагался на гороскопы. Именно поэтому инвесторы выждали время, когда для Сандерса будет опубликован наиболее удачный астрологический прогноз, и в нужный день отправили ему предложение. Сделка была заключена без раздумий, и Kentucky Fried Chicken отошла бывшим компаньонам Харланда, а сам он получил $2 млн, пожизненную пенсию, а также сохранил за собой функцию по контролю качества и роль «живого товарного знака».

Новые владельцы основательно взялись за дело и в первую очередь подвели все рестораны сети под общий стандарт. Представьте, что, попав в другой город и отправившись в KFC, вы не могли быть уверены в том, что увидите в меню: курицу, булочки или и вовсе стейк. Более того, вы, вероятно, даже не сразу узнали бы нужный ресторан, ведь каждый владелец строил заведение по своему вкусу и добавлял в ассортимент те блюда, которые считал нужным. Поэтому Мэсси и Браун-младший приняли решение о стандартизации меню – теперь оно включало только фирменные блюда – и внешнего вида ресторанов – отныне они раскрашивались в цвета бренда – красный и белый. Менялась и политика компании – теперь новые держатели франшизы платили взнос $4000 и процент от общей суммы продаж, а ранее партнеры выплачивали по 5 центов с каждого проданного цыплёнка. Все это не нравилось Сандерсу, ведь именно он создавал KFC и устанавливал в нем правила. Но окончательно его терпение лопнуло, когда Джек Мэсси перенёс штаб-квартиру компании в Нашвилл, штат Теннесси. В тот день Сандерс пришел в ярость, ведь Жареный цыпленок из Кентукки «это не чёртов „Жареный цыплёнок из Теннесси“».

Поведение Полковника удивляло бизнесменов, однако им все же пришлось считаться с мнением отца KFC. И все из-за того, что Сандерс являлся владельцем львиной доли акций (около $1,5 млн), что не давало председателю компании торговать ценными бумагами. В результате переговоров Харланд Сандерс получил исключительное право на работу в Канаде и отдал компании все свои акции. В том же году Мэсси перестал управлять компанией, а штаб-квартира KFC вернулась в Кентукки.

Когда пост председателя занял Браун, дела фирмы пошли на спад. Он верил, что знаменитое лицо Полковника на вывеске любого заведения может обеспечить ему успех. Стали открываться кафе, специализирующихся на ростбифах, чипсах, рыбе, и даже сети гостиниц. Однако ни одно из этих предприятий не принесло компании прибыли. Такая же участь постигла и первый ресторан KFC в Японии – из-за него компания потеряла $400 тыс. в первый же месяц работы. Стратегию Брауна называли «бросанием грязи на стену с картой в надежде, что что-то прилипнет», и в итоге в 1971 году компания впервые объявила об убыточном полугодии. В том же году он продал бизнес корпорации Heublein. Но и у нынешних владельцев дела не шли гладко. Они также терпели неудачи на зарубежном рынке и постоянно ссорились с Сандерсом, критиковавшим их меню и стратегию роста. И все кончилось бы плачевно, если бы не вмешался протеже Heublein Майкл Майлз, взявший курс на прежнюю политику KFC и помиривший компанию с Полковником Сандерсом, который занял пост советника.

16 декабря 1980 года в Луисвилле, штат Кентукки от острой формы лейкемии скончался 90-летний предприниматель. Он был похоронен так, как его привыкло видеть уже не одно поколение – в белом костюме и черном галстуке-боло. Полковник Сандерс прожил насыщенную жизнь и оставил миру крупнейшую сеть ресторанов быстрого питания.

После смерти Харланда Сандерса компания продолжила стремительно развиваться, и, вместе с тем, у нее появились новые проблемы. Руководство Heublein стало опасаться поглощения бизнеса другими корпорациями, и сеть была продана табачной фирме R. J. Reynolds. Председателем KFC стал Ричард Майер. Тогда-то, в 1983 году, компания и вступила в прямую конкуренцию с McDonald's, а всего через три года была вновь продана – на этот раз владельцем стала корпорация PepsiCo.

В эпоху PepsiCo Kentucky Fried Chicken пришла к расцвету. Огромные средства шли на ремонт заведений и установку в ресторанах новейшей компьютерной сети, облегчавшей внутреннюю и внешнюю коммуникацию ресторанов. В 1991 году был проведен ребрендинг компании – название Kentucky Fried Chicken было сокращено в общеизвестную аббревиатуру KFC. Сделано это было для того, чтобы разрушить ассоциации ресторана исключительно с жареной пищей – так как это противоречило понятию о здоровом образе жизни.

Компания стремительно развивалась на зарубежном рынке и постоянно вводила все новые и новые позиции в меню, однако дела KFC в самих Штатах становились плохи. Влияло на это и соперничество с таким гигантом фастфуда, как McDonald’s. Итогом этого стало выделение ресторанного департамента PepsiCo в отдельную компанию Tricon, произошедшее в августе 1997 года. В мае 2002 года, когда Tricon была переименована в Yum! Brands, компания в очередной раз столкнулась с сильной конкуренцией: Burger King, Domino’s и Papa John's включили в свое меню блюда из жареной курицы. Но благодаря правильной стратегии и введению новых блюд низкого ценового сегмента, KFC удалось вернуть себе былой успех. В конце 2013 года компания заняла второе место по объему продаж в отрасли быстрого питания, уступив лидерство McDonald’s.

Полковник Сандерс говорил: «Всю свою жизнь я руководствовался только двумя правилами. Делай всё, что можешь, и делай это как можно лучше». И в этом он был как нельзя прав. Не верите? Вспомните историю успеха KFC.

Понравилась публикация?
19 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы