О некоторых выводах после заседания Совбеза
1. Впервые полно и без купюр в течение полутора часов был показан механизм принятия решений на высшем государственном уровне. Его стилистику можно охарактеризовать словами президента Путина: « То, что происходит сейчас, это происходит прямо, что называется, с чистого листа, потому что я хотел узнать ваше мнение без всякой предварительной со стороны подготовки».
2. Важность обсуждаемой темы — стратегические политико-военные решения по проблемам Донбасса - обязывала учесть разные точки зрения высших государственных руководителей с тем, чтобы выбрать наиболее эффективные возможные действия. В ходе дискуссии были сформулированы два варианта — признать сразу республики Донбасса (Матвиенко, Володин, Лавров). Или предварительно, дав последний шанс киевскому режиму на цивилизованное решение проблемы Донбасса, провести переговоры с США, которые инициировали и контролируют украинский кризис как средство ослабить и развалить Россию (Патрушев, Мишустин, Нарышкин). В итоге было зафиксировано, что вести переговоры не имеет смысла, поскольку нынешняя американская администрация по украинской повестке недоговороспособна. При этом важное дополнение сделал министр внутренних дел Колокольцев — признавать ЛДНР в административных границах областей, включая территории, оккупированные украинскими войсками (Мариуполь) вплоть до границы с Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областями, что дает возможность выхода к ориентированным на Россию Николаевской и Одесской областям, формируя Новороссию. Очевидно, что Колокольцев обозначил дальнейшее развитие событий, сознательно не упомянув, что и Киев минимум на 50% русскоязычен.
3. Велик соблазн сделать выводы из дискуссии на Совбезе о существовании неких группировок во власти ( «голубь» Патрушев против «ястреба» Матвиенко), Однако такие умозаключения с целью создать интригу, подменяющую объективный процесс принятия дискуссионных стратегических решений, вряд ли можно назвать состоятельным.
4. Важное заявление сделал премьер Мишустин, суть которого - в ходе многолетнего противостояния экономическому давлению Запада создана комплексная система защиты экономического суверенитета России. Она сочетает импортозамещение ( 90% по продовольствию, 60%-80% -по технологиям и оборудованию) и альтернативные финансовые институты (СБП, платежная система Мир, договоренности с рядом зарубежных стран о расчетах в национальных валютах). Правительство адекватно отреагировало на усиление санкционной риторики в сенате и конгрессе США в последние месяцы, создав специальные ситуационные группы, которые просчитывать риски новых санкций США и их сателлитов - ЕС и Великобритании- определяя превентивные меры с целью оперативно купировать их негативные последствия.
На этом фоне позиция ЦБ, жестко отвергающего использование криптовалют в любом качестве, в том числе и для расчетов по импортозамещению в обход санкций, выглядит как скрытое содействие экономическому давлению США, что, видимо, будет учтено, когда будут подводить итоги выполнения поручения Президента по выработке ЦБ и Правительством единой позиции по обороту криптовалют в России.