Военная операция на Украине: международное право или международное бесправие?
Бесспорно, никто не будет спорить, что 24 февраля 2022 года разделило историю современной России (да что там, всего мира) на "до" и "после". Как бесспорно и то, что начавшаяся военная операция ВС РФ на Украине никого не оставила равнодушным, накал страстей (особенно в соцсетях) дошел до своего апогея. И как бы это ни было трудно, попробуем беспристрастно взглянуть, что толкнуло президента В.В. Путина на принятие такого непростого для всех решения.
Причина 1. Угроза жителям ЛДНР
Одна из официально озвученных причин. Накануне признания независимости ЛНР и ДНР президентом нашей страны на линии соприкосновения республик с остальной Украиной участились случаи обстрела - 1100 случаев, причем подавляющее большинство снарядов легли на территории ЛНР И ДНР. И это говорит не российская пропаганда, а очень даже прозападная ОБСЕ (отчет за 21 февраля можно скачать по ссылке - https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/512683). Таким образом нет оснований не верить, что именно Украина своими агрессивными военными действиями вынудила глав ЛНР И ДНР обратиться к единственному готовому их слушать гаранту Минских соглашений - России. Россия признала ЛНР и ДНР независимыми государствами, ее примеру последовали суверенные Сирия, Никарагуа, Куба и Венесуэла. Как следствие - между главами РФ, ЛНР и ДНР подписаны договоры о взаимной помощи.
И вот утром 24 февраля В.В. Путин объявляет о начале военной операции на Украине. Юридическое обоснование №1 - запрос глав ЛНР и ДНР на предоставление военной помощи в отражении агрессии Украины. Хорошо, соответствующие договоры это предусматривали. Юридическое обоснование № 2 - президент ссылается на ст. 51 Устава ООН, согласно которой государствам-членам гарантируется право на индивидуальную или коллективную самооборону до соответствующего вмешательства Совбеза ООН. Тут то прозападные СМИ, в том числе Meduza (когда-то читанное вашим покорным слугой - раньше там была хоть какая-то адекватная критика действий нашей власти) и усматривают "преступление века". Мол, статья о самообороне (в нашем случае - коллективной) касается только государств - членов ООН, коими ДНР и ЛНР не являются (ссылка: https://meduza.io/feature/2022/02/24/putin-govorit-chto-ustav-oon-daet-emu-pravo-na-samooboronu-i-vtorzhenie-v-ukrainu-shveytsarskiy-issledovatel-mezhdunarodnogo-prava-niko-krish-ob-yasnyaet-pochemu-net). Следуя логике журналистов Meduza для мирового сообщества ЛНР и ДНР - бесправные, бессубъектные образования (их же никто не звал в ООН!). ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ! А как же Палестина? К 2019 году независимость Палестины признало 138 государств (из 193-х, входящих в ООН), с 2012 года страна - наблюдатель при ООН. Не член конечно, но все-таки что-то. Права у государств-наблюдателей чисто символические (ибо не закреплены ни в одном официальном документе - очередной аппендикс международного права). ООН (при очевидном давлении Великобритании, США, Франции и других интересантов блока НАТО) - и др. отказали ДНР И ЛНР даже в этом сомнительном праве (ссылка - https://lenta.ru/news/2022/02/22/oon/). Формулировка - "не соответствует принципам Устава ООН". Молчание. Видимо, для признания (и хоть каких-то международно правовых гарантий от уничтожения извне) голосов ПЯТИ государств недостаточно. А сколько заносить? Может, 138, как у Палестины? Или 98, как у Косова? Стало быть, в международном праве количество определяет качество? А может хватит голоса всего одной страны (сами-знаете-кто). Хотя смысл теперь бояться - это США. Что еще взять за критерий? Недопустимость образования государства посредством воздействия силы и в обход норм международного права (ну, представим, что все обстрелы территории Донбасса провоцировались самими бойцами ДНР И ЛНР)? Косово курит в сторонке. Наличие устойчивого контроля за территорией и населением? Куда сильней, если 8 лет ДНР и ЛНР умудрялись удерживать свои рубежи в позиционной войне? Спросите экспертов, а я ее знаю.
Помните заголовок: международное право или международное бесправие? И здесь можно с уверенностью сказать, что именно международное бесправие. Никаких четких критериев признания государств не было и нет, что ставит судьбу неокрепших государств в зависимость от сиюминутных геополитических интересов отдельных стран. А когда у тебя под носом стоит вооруженная до зубов европейским оружием армия (с отнюдь не европейскими ценностями) - и стоит банальный вопрос жизни и смерти - ждать милости Ассамблеи ООН? Увы, международное право в который раз не сработало.
А где не работает право, вносит свои коррективы жизнь.
ПРИЧИНА 2. ВОЗВРАЩЕНИЕ УКРАИНЕ НЕЙТРАЛЬНОГО СТАТУСА
Так же официально озвученная и логичная причина. Опустим скорбные и доказанные факты экстремисткой риторики, убийств на фоне этнической ненависти, неоднократных поставок "гуманитарной помощи" из стран Европы и США - все это в доказывании уже не нуждается. Также уже многие успели оценить метания представителей Украины, когда генсек НАТО Столтенберг дал Москве заверения (пусть и сомнительные), что Украина в обозримом будущем не вступит в НАТО. Тогда гражданин (господин - слишком подобострастно для персоны такого уровня) Зеленский нашел "лазеку", начав создавать военный союз с Польшей и Великобританией. Вторая из них - член ядерного клуба.
Все это при наличии неотмененной Декларации о независимости от 16 июля 1990 года, где Украина (тогда еще УССР) провозглашала себя нейтральным безъядерным государством. Согласно тексту декларация должна была быть положена в основу будущей Конституции Украины, Декларация 24 августа 1991 года только подтвердила ее действие. Принятая 28 июня 1996 года Конституция Украины пусть и не содержала упоминания о нейтральном статусе страны, однако в преамбуле ее ясно обозначено, что принята она "руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года". То есть преамбула Конституции отсылает нас к нейтральному статусу Украины. Теперь следите за руками. Согласно статье 155 Конституции Украины такой раздел может быть изменен при условии прохождения в совокупности двух этапов (усложненная процедура пос равнению с принятием обычных законов):
1) предварительное одобрение Законопроекта о внесении изменений в Конституцию большинством от конституционного состава Верховной Рады
2) принятие 2/3 конституционного состава Верховной Рады;
Теперь внимание. В 2014 году Верховная Рада внесла изменения в законы Украины “Об основах внутренней и внешней политики” и “Об основах национальной безопасности Украины”, предусматривающие отказ от внеблокового статуса страны (ссылка: https://murayev.com/smena-kursa-strany/mir-dlja-ukrainy/nejtralnyj-i-vneblokovyj-status/).
Не в Конституцию Украины, а в рядовые законы, обязанные этой конституции соответствовать. Что это значит? Что Декларация от 16 июля 1990 года, провозглашавшая нейтральный (БЕЗБЛОКОВЫЙ) статус страны, как действовала, так и действует. Если, конечно, в существующей Украине конституция еще обладает высшей юридической силой...
Пожалуй, это даже важнее, чем прозвучавшая в Мюнхене угроза Зеленского выйти из Будапештского меморандума, гарантировавшего безъядерный статус Украины. Угроза угрозой, понятно, что быстро ядерное оружие не создается, но даже не произноси Зеленский те роковые слова, опасность ядерного удара со стороны Украины по территории России никуда бы не делась. И дело не в НАТО. Лучше взглянуть на проблему комплексно. Не стоит забывать, что главный бенефициар современной власти на Украине - США - в 2019 году в одностороннем порядке вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (попутно обвинив в его нарушении Россию, как всегда - бездоказательно). Международное право опять не у дел.
Уже тогда у нашего руководства были серьезные опасения, что США разнообразят отныне разрешенными вооружениями комплексы НАТО в восточной Европе. А теперь минута фантазии. США тайно поставляют Украине ракеты, скажем, даже малой дальности на секретную военную базу, скажем, под Харьковом. Расстояние полета ракеты малой дальности 500 - 1000 км. Расстояние от Харькова до Москвы - 627 км. Все. Наш центр парализован, как был парализован Вашингтон ракетами на Кубе в 1962 году. Только вот российских ракет на Кубе теперь нет. Потому что Россия, как любая нормальная страна, стремится выстраивать добрососедские отношения со всеми странами, не подставляя их под праведный гнев своих стратегических противников. Жаль, что это не все понимают.
P.S. Как и все, желаю скорейшего установления мира, но мира без угроз, без насилия и без национализма. Международному бесправию - здоровое устойчивое партнерство государств на основе насущных нужд друг-друга.

Международное право в сегодняшнем его виде - эффективный инструмент разрешения конфликтов?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за информацию