“Холодное сердце” или рецепт исцеления для травматика.
Я с детства обожаю мультфильмы. Особое место в моем сердце занимают диснеевские истории про принцесс. Я бесконечно могу пересматривать “Русалочку”, “Рапунцель”, “Мулан”, “Холодное сердце”. Их счастливые концы далеко не так очевидны, как может показаться, к тому же каждый пересмотр может подкинуть новое осмысление.
Взять, к примеру, “Холодное сердце”. Я всей душой полюбила этот мультфильм и пересматривала его не один раз. Нам представлены две сестренки, Эльза и Анна. Первая перенесла психологическую травму, вторая – жизнерадостна и полна оптимизма. Первая заперлась в своей комнате и погрузилась в свой параноидный мир, а вторая жаждет танцев и игр.
Интересно то, что в Холодном сердце поцелуем любви, вокруг которого вертится множество сюжетов мультфильмов, является поцелуй между сестрами, а не между возлюбленными. Сначала я думала, что тем самым нам показывают важность семьи, что семейные ценности играют очень значимую роль в нашей жизни. Но, поразмыслив еще раз, я пришла к выводу, что травматиком является вовсе не Эльза, а Анна. Ужасное и травмирующее воспоминание о том, что родная сестра ранила ее в детстве льдинкой, дочиста стерто из памяти Анны. Оно надежно заперто в комнату вместе с Эльзой. У меня сложилось ощущение, что это не два разных человека, а один, разделенный надвое.
В случае жестокости со стороны родителей, их развода или еще каких-либо травмирующих моментов, психика человека старается исключить из памяти ребенка эти чувства и воспоминания. Так человек взрослеет, ничего внешне не подозревая о причиненной ему когда-то боли и об недостающей части себя, а потом обнаруживает, что зашел в тупик. С одной стороны, ему хочется к людям, веселиться и радоваться жизни, а с другой стороны, он возвращается к своему одиночеству, печали и тоске. Кроме этого, вторая, отделенная часть (которая Эльза) содержит в себе мощный заряд чувства вины, злости и ужаса. И если все это вырвется наружу, никакая отдельная комната будет не в силах удержать этот взрыв. Он может обернуться в виде панической атаки, необдуманных агрессивных действий, непредсказуемых поступков.
В то же время невинная первая часть (которая Анна) выглядит уж слишком наивно и беспомощно. Она готова к тому, чтобы ее использовали ради своих целей, и ее используют (принц Ханс ради завоевания королевства). Потому что агрессия и магическая сила, без которых не защитить ни себя, ни своего королевского достоинства, заперты в комнате и пропитаны ужасом и виной. После Анна принимает чересчур неразумное решение, а именно выйти замуж за первого встречного принца, будучи знакомой с ним всего день.
В этот момент вырывается наружу та злость и агрессия, которая так долго подавлялась. Несмотря на причиненные разрушения, это был шаг навстречу. Хоть в тот момент та травмированная частица сбежала и скрылась, потому что хотела быть одна. Ей казалось, что одиночество не причиняет боли, а с людьми больно почти постоянно.
Далее происходит трансформация главных героинь. Анна и Эльза, две половинки, связанные кровными узами. Этим двум половинкам предстоит как следует познакомиться друг с другом, научиться использовать волшебную силу агрессии на пользу себе, не переходя каждый раз в аутоагрессию - причинение себе вреда в физической и психической сферах в целях защиты. В сюжете есть эпизод, когда Эльза находится в своем ледяном замке и видит, как ледяные шипы вырастают из стен, угрожая причинить ей боль. И когда она направляет ледяное оружие на сестру - это тоже акт агрессии против самой себя.
Далее по сюжету нам встречается новый поворот. В какой-то момент аутоагрессия начинает угрожать жизни. Анна всерьез начинает испытывать страх и лихорадочно ищет «поцелуй любви». Анна дважды ошибается— первый раз идет к откровенному подлецу, который не любит ее. Во второй раз она хочет воспользоваться тем, кто ее любит, как таблеткой, не будучи уверенной в своих чувствах к нему. Но в конце интуиция не подводит девушку, ведь единственный шанс выжить — это поцелуй любви от своей внутренней частицы, от второй оторванной половинки и стать целостной. Исцеление и целостность — это спасение травматика.