Археология, грабители и закон. Где нельзя копать. Противоречия в законах и подзаконных актах.
Начну с того, что "черные археологи", понятие, которое "на слуху" не очень признается профессиональными археологами.
Есть "археологи", которые работают по правилам и при наличии разрешения Минкультуры - так называемого "Открытого листа", и есть не "черные археологи", а грабители. Примерно, как зайти в магазин без охраны (археологический памятник без охраны) и начинать шарить по полкам.
Кроме археологов законно могут работать по поиску захороненных в приповерхностном слое объектов официальные военно-патриотические поисковые группы (и конечно коммунальные службы, но это больше в городах). Иногда, они по незнанию, тоже на памятники, археологии, которые не имеют отношения к поисковой деятельности они тоже залезают, но это другой вопрос.
А теперь вопрос о "знании"
Есть в нашем уголовном кодексе ст. 243 УК РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.
Я не буду приводить текст полностью, лишь отмечу максимальное наказание при уничтожении или повреждение объектов культурного наследия
"Деяния... наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей... лишением свободы на срок до шести лет".
Вместе с тем есть пункт 10 статьи 20 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ:
"Перечень отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия".
Причем уточнений, сведения какого характера не подлежат опубликованию в законе нет т.е. это отдается на усмотрение чиновников.
А вот и сам перечень.
Перечень отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию
1. Сведения о местонахождении объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта).
2. Фотографическое (иное графическое) изображение объекта археологического наследия.
3. Описание границ территории объекта археологического наследия с приложением текстового описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
4. Сведения о наличии или об отсутствии зон охраны объекта археологического наследия.
5. Сведения о расположении объекта археологического наследия, имеющего вид "памятник" или "ансамбль", в границах зон охраны иного объекта культурного наследия.
6. Сведения о предмете охраны объекта археологического наследия.
Соответственно на сайте Минкультуры и других органов по охране памятников археологии детальных карт нет.
Т.е. 6 лет за "копание" получить можно, но вот где и что нельзя "копать" - большая тайна.
Далее я буду про Крым говорить, что в других субъектах РФ ситуация - не знаю.
Очевидно бессмыслие - не публиковать данные о положении археологических объектов. Местные грабители, которые живут рядом круглый год - гораздо лучше многих археологов знают, что и где "копнуть". В том числе и на территории объектов, которые на учете. В Крыму, в местах, где я работаю на законных основаниях, близ объектов, что мы исследуем, все изрыто ямками, так называемых «пикальщиков» - местных грабителей с металлоискателями, а иногда даже на вид профессиональные раскопки.
Но наказать то их не за что - "Я пошел в поле червей копать и понятия не имел, что это объект культурного наследия".
Данные-то даже известных памятниках "засекречены". А сколько не стоящих на учете.
Какой выход из этой ситуации?
Хотя Минкультуры сведения о положении объектов археологии и не раскрывает, но есть Федеральная государственная информационная система территориального планирования (с) https://fgistp.economy.gov.ru/. Здесь, (по состоянию на 15.06.2021) представлены сведения практически обо всех (сейчас не проверял) объектах по Республики Крым и г. Севастополя, стоящих на гос. учете и приведены крупномасштабные карты расположения памятников, правда без указания точных координат.
Доступ к сайту свободный через авторизацию на Госуслугах.
Одна рука - Минкультуры закрывает, другая ФГИС ТП – открывает, - вот и пойми.
Конечно, данные, приводимые на сайте ФГИС ТП могут быть неточными, по той простой причине, что точные положения объектов (особенно отдельных курганных групп) попросту никому не известны. Сведения собирались, главным образом, без обследования местности, а на основании, координат из текстовых описаний, еще со времени существования СССР. По данных тех времен, когда ГЛОНАСС-GPS-Google Earth не было. Но, что делать надо было, все срочно после воссоединения Крыма.
Лучше не очень точно, чем никак. Автор данного поста тоже принимал некоторое участие в этой работе, так что, о чем пишет, знает не понаслышке.
Резюме.
Для «копателей - любителей» в Крыму, кто не хочет иметь проблем с законом. Посмотрите на карты на сайте ФГИС ТП.
Утаивание сведений о положении объектов культурного наследия противоречит закону и не имеет реально смысла. Охраной объектов культурного наследия должна полиция заниматься, хотя в силу противоречий и отсутствия информации, согласно ведомственным запретам, и полиция не очень понимает, что охранять.
Увы, любая «секретность», не имеющая здравого смысла, но затрудняющее получение информации сразу чем-то «попахивает». Я могу понять исследователя, который провел работы по «изобретению колеса» на свои сбережения и даром делиться не хочет. Но работу гос. структур, которые работают за счет налогоплательщиков, но делают ненужные тайны…сложно.
Заходите ко мне на сайт www.archmap.ru (Археологическая карта Крыма).
Там я пытаюсь сделать карту по ФГИС ТП для Крыма, более удобную в пользовании.
Пока только для Ленинского района Республики Крым сделал.
И там есть общие карты большинства известных памятников археологии Крыма.
