Какие фирмы уходят из России а какие остаються?
Тридцать лет назад, когда в Советском Союзе рухнул коммунизм, западные фирмы боролись за то, чтобы первыми войти на новый рынок.
Появление таких брендов, как Coca-Cola и McDonald's, символизировало начало новой эры, за которой последовали ритейлеры, шахтеры, юристы и консультанты. И россияне стали активными потребителями джинсов Levi и предметов роскоши.
Теперь, после военной операции президента Путина на Украине, некоторые фирмы, в том числе Apple, Jaguar Land Rover, H&M и Burberry, объявили о приостановке деятельности в России.
Итак, какие фирмы и в каких секторах уходят быстрее всего, а другие молчат?
Нефть и газ
Когда разразился конфликт на Украине, энергетическая компания BP оказалась под непосредственным давлением. Компании принадлежит крупная доля в российском энергетическом гиганте «Роснефть», но через несколько дней она объявила , что сотруднечество будет прекращено.
За этим последовали обещания Shell , ExxonMobil и Equinor сократить свои российские инвестиции под давлением со стороны акционеров, а также правительств и общественности.
Эти энергетические ставки ценны. Доля BP в «Роснефти» принесла пятую часть самой последней прибыли компании. Shell может пожертвовать до 3 миллиардов долларов (2,2 миллиарда фунтов стерлингов) за выход из своих предприятий с «Газпромом».
Но фирмы хотят, чтобы видели, что они делают «правильные вещи», говорит Расс Моулд, инвестиционный директор AJ Bell.
Между тем, Total Energies, еще один крупный игрок в России, заявила, что не будет финансировать новые проекты в стране, но в отличие от своих коллег не планирует продавать существующие инвестиции.
Пока еще далеко не ясно, что будет с этими вложениями — удастся ли их в итоге продать, окупив часть своей стоимости, или же они будут просто списаны.
Развлечение
Киноманы в России, желающие посмотреть новый блокбастер Warner Bros. «Бэтмен», не смогут этого сделать после того, как компания приостановила выпуск новых фильмов в стране.
К американской компании присоединились Disney и Sony, а премьеры мультфильма «Краснеет» и адаптации «Морбиуса» от Marvel также были отменены.
Netflix также приостанавливает все «будущие проекты» в стране, пока оценивает «влияние текущих событий».
Все компании заявили, что их решения были основаны на «гуманитарном кризисе» на Украине, а не в результате введенных санкций.
Технологии
Apple прекратила продажу всех продуктов в России и ограничила другие сервисы, такие как Apple Pay и Apple Maps . Его магазины тоже закрылись.
Для такой фирмы, как Apple, продающей импортные товары, это относительно простое решение, считает Крис Уифер, исполнительный директор консалтинговой фирмы Macro-advisory Limited. Последние 24 года работает в Москве.
«Компании не хотят, чтобы их ассоциировали с российским режимом и тем, что происходит на Украине», — говорит он. Их бизнес в России может быть прибыльным, но «остальный мир важнее», когда речь идет о таком репутационном риске.
Кроме того, некоторые технологические компании, заваленные дезинформацией, ограничивают размещение на своих платформах связанных с Кремлем СМИ.
Facebook****, например, был ограничен в России после того, как заявил, что отказался прекратить проверку фактов и маркировку контента государственных новостных организаций.
Розничная торговля
По словам Морин Хинтон из консалтинговой компании GlobalData, шведский гигант моды H&M стал последним ритейлером, отказавшимся от работы в России , и многие другие, вероятно, последуют его примеру.
Но в то время как H&M сослался на «трагические события» на Украине, другие бренды, включая Nike, просто заявили, что в настоящее время не могут гарантировать доставку товаров покупателям в России.
Burberry, у которой есть флагманский магазин на Красной площади в Москве, заявила, что приостанавливает все поставки, потому что стало «трудно выполнять заказы в России».
В 2021 году Россия была пятым по величине европейским розничным рынком с объемом продаж 337,2 млрд фунтов стерлингов. Некоторые бренды могут не захотеть полностью разрывать отношения, если есть шанс вернуться позже.
Вот почему многие фирмы просто говорят, что они «пересматривают» или «приостанавливают» продажи, а не отказываются от них совсем, говорит Крис Уифер.
А с санкциями, ограничивающими формы оплаты, ограничения на вывоз иностранной валюты из страны и огромную неопределенность в отношении будущих цен и потребительских аппетитов, деловой климат «чрезвычайно сложный», добавляет он.
Легковые автомобили
Jaguar Land Rover (JLR), General Motors, Aston Martin и Rolls-Royce входят в число автопроизводителей, которые приостановили поставки автомобилей в Россию из-за конфликта, а производитель строительной техники JCB приостановил все операции.
Автомобили являются крупнейшим экспортным товаром Великобритании в Россию, но все же только 1% британских автомобилей был отправлен в Россию в прошлом году.
Таким образом, любое решение о прекращении экспорта не будет особенно дорогостоящим. - сказал инвестиционный аналитик Расс Моулд.
Перевозка автомобилей в Россию в любом случае может оказаться сложной, поскольку две крупнейшие в мире грузовые компании, MSC и Maersk, приостановили маршруты в Россию и из России, за исключением доставки продовольствия, медицинских и гуманитарных грузов.
Некоторым автопроизводителям, таким как Volkswagen и BMW, пришлось приостановить производство на некоторых европейских заводах из-за нехватки запчастей из Украины.
Консультационные фирмы
Крупные консалтинговые и юридические фирмы одними из первых открыли свое офисы в России после падения коммунизма.
Большинство из них до сих пор хранят молчание о своих планах после операции России на Украину, но Джонатан Холт, глава KPMG в Великобритании, сказал, что компания проверяет своих клиентов в соответствии с санкциями. Он сказал, что это будет означать прекращение некоторых отношений как в Великобритании, так и во всем мире.
Какие санкции вводятся против России?
Насколько сильно Россия пострадает от новых санкций?
EY заявила, что будет соблюдать санкции, но не подтвердила, намерена ли она разорвать отношения с какими-либо клиентами.
Некоторые юридические и консалтинговые фирмы также говорят, что пересматривают свою клиентскую базу и российские связи.
Например, топ-менеджер консалтинговой фирмы McKinsey написал в социальной сети, что компания «больше не будет обслуживать какие-либо государственные структуры в России».
Но, согласно сообщениям Wall Street Journal , McKinsey не стала комментировать, будет ли этот запрет применяться к государственным компаниям, таким как «Роснефть». По данным сайта McKinsey, он обслуживает 21 из 30 крупнейших российских компаний.
Кто остаеться?
В то время как поток фирм, отказывающихся от работы в России, продолжается, раздаются призывы к тому, чтобы к ним присоединились другие, особенно некоторые из крупнейших потребительских брендов.
Но некоторым будет намного труднее даже если в ближайшие дни и недели даже если давление возрастет.
В ответ на западные санкции российское правительство запретило продажу российских активов. Таким образом, фирмы, которые в последние годы поощрялись за присутствия в России, производя хлопья для завтрака или моющие средства, «привязаны» к местным предприятиям, персоналу и цепочкам поставок.
Г-н Уифер считает вполне вероятным, что крупные потребительские бренды могут выразить обеспокоенность военным конфликтом, но попытаются «переждать его».
«Они оставят дверь открытой для улучшения, которое позволит им остаться», — предсказывает он.
Только НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ западных активов!!!