Фильм «Девять дней одного года» как прорыв в новое советское кино
5 марта 1962 года на экраны Советского Союза вышла картина «Девять дней одного года». Картина про жизнь, про любовь и про физиков-ядерщиков. Ядерная физика была в то время моднейшей темой, молодежь мечтала об этой профессии, конкурс в соответствующие вузы был огромнейшим. Картина имела огромный успех, была признана лучшей картиной года по версии журнала «Советский экран», ее смотрела масса людей, она получала премии — но ее путь к зрителю был очень и очень трудным.

Кадр из фильма "9 дней одного года"
Режиссер картины Михаил Ильич Ромм стал знаменитым еще в 1930-е годы. Именно он создал картины «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и другие исторические картины такого же масштаба. Был он также режиссером картин о тяжком существовании людей в мире капитала, таких, как «Убийство на улице Данте».XX съезд КПСС и начавшаяся борьба с культом личности Сталина оказали на него очень сильное влияние, и он на несколько лет ушел из кинематографа, занимался только преподавательской работой. Но в 1961 году он нашел тему, достойную оттепели, нового периода жизни Советского Союза.
Существовавшие тогда в обществе настроения хорошо описаны в стихотворении:
Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело — не в простом расчете,
Дело в мировом законе.
Ядерная физика тогда была передним краем науки, выучиться по этой специальности мечтала молодежь. И кинорежиссер Ромм задумал сделать фильм на эту очень востребованную тему.
Ромм принимал участие в написании сценария. В основу сценария были взяты реальные события. Увы, ученые-ядерщики в те годы, когда радиационная техника безопасности была все еще не отработана достаточно строго, часто подвергались радиоактивному облучению в ходе своих экспериментов.

Кадр из фильма "9 дней одного года"
Научный консультант картины академик Игорь Тамм (нобелевский лауреат по физике 1958 года) подсказал Ромму сюжет. Тогда физики шли по пути создания термоядерных энергетических станций и казалось, что до победы оставалось совсем немного. Работа молодого и талантливого ученого в конце 1950-х, казалось, вела прямо к победе. Увы, при проверках оказалось, что получаемые при экспериментах потоки нейтронов вызваны не термоядерной реакцией.Для работы над картиной Михаил Ильич собрал великолепную команду. Главные роли должны были играть Алексей Баталов и Юрий Яковлев. Увы, незадолго до съемок Яковлев получил травму, сломал руку — и вместо него стали снимать Иннокентия Смоктуновского. Многие актеры, снимавшиеся в этой картине, стали народными артистами.
Картина потрясла зрителя, героям старались подражать, хотя бы в прическах и одежде. Многие молодые зрители, покоренные романтикой и опасностями совсем молодой профессии, выходя из кинозала, решили для себя, что они нашли свое призвание в жизни. Фильм стал картиной года, а Алексей Баталов — лучшим актером 1962 года.
Физики признавали, что фильм довольно правдиво показывает работу ядерных НИИ, а Андрей Сахаров отозвался о фильме очень положительно, сказав, что герой весьма похож на него — не внешне, а энтузиазмом и даже его имя и отчество похожи, ведь Гусев — Дмитрий Алексеевич.

Кадр из фильма "9 дней одного года"
Правда, говорили, что Игорь Тамм, консультировавший фильм, рассказал Ромму историю молодого физика, который был два раза сильно облучен и после второго облучения его хотели прооперировать, но не решились, так как шансы на успех такого вмешательства были весьма низки. В результате облученный ученый умер от последствий лучевой болезни. Но в фильме все по-другому. И сам герой Алексея Баталова борется за жизнь — и врачи полны решимости рискнуть и почти уверены в успехе.Фильм подтвердил высочайший талант режиссера Ромма и великолепную квалификацию собранной им съемочной группы. В результате на экранах появился великолепный фильм, смотреть который очень интересно даже сегодня — как прекрасное произведение искусства.

Кадр из фильма "9 дней одного года"
Мне довелось читать в подшивках старого «Советского Экрана» статью о результатах конкурса на звание лучшего фильма года. Первым в тот год, как уже было отмечено, оказался фильм «Девять дней одного года». Второй и третий фильмы сейчас уже забыты, это было что-то там на производственную тематику. А вот звание «худший фильм года» в 1962 году «выиграл» фильм «Человек-амфибия». Не смотрели? Это стоит посмотреть. Понятно, за что его тогда топтала советская критика — но и этот фильм в наше время является классикой советского кино. Забавно — как оказалось, спустя время люди продолжают пересматривать и «самый лучший» и «самый худший» фильмы 1962 года.интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Очень интересно было прочитать!
Читала как поэму!