ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Транспорт существовал как отдельная отрасль в течение долгого периода. В начале 50-х годов двадцатого столетия произошел большой скачок в его развитии и перехода в новое качественное состояние, которое близко к логистике. Это было связано с высокими темпами развития производственных сил СССР. Стали активно применяться новые виды транспорта, поскольку с большим грузопотоком доставку груза приходилось осуществлять несколькими видами транспорта, то есть в смешанном сообщении.
На данный момент транспортно-логистическая система России представлена следующими видами транспорта: автомобильным, водным, воздушным, железнодорожным, трубопроводным и сопутствующими потоками – информационными, материальными и финансовыми.
В период пандемии COVID-19 сильно пострадала российская экономика, в особенности это коснулось организаций малого бизнеса и сферы транспортных перевозок. На это повлияло несколько факторов: запрет на перемещение людей, что повлекло за собой резкое уменьшение спроса на многие товары и услуги, закрытие государственных границ. Пандемия затронула все виды транспорта в разной степени.
На сегодняшний день транспортно-логистическая система России находится на переходном этапе. С одной стороны начинает потихоньку восстанавливаться после снятия ряда ограничений, с другой стороны, процесс идет очень медленно и существуют риски возникновения второй волны пандемии, что может повлечь за собой возникновение прежних проблем.
Одним из самых пострадавших видов транспорта оказался водный. На фоне резкого сокращения перевозок многие морские линии были вынуждены вернуть взятые в аренду суда их владельцам. Число контейнеров в портах сократилось почти вдвое. Порты заполнены невостребованными контейнерами, которые прибывают из разных уголков мира. Постепенное восстановление данного вида перевозок может занять около двух лет, после чего его рост может составить 3%.
Другие отрасли транспортно-логистической сферы России также оказались под влиянием последствий пандемии. Несмотря на то, что воздушный транспорт всегда пользовался меньшей популярностью из-за высокой стоимости поездок, в этот сложный для всех период он оказался совсем в упадке. Стоимость авиаперевозки в среднем возросла в три раза. В силу резкого сокращения пассажирских перевозок многие авиакомпании стали прибегать к переоборудованию некоторых частей самолетов в грузовые отсеки. Следовательно относительно данного вида транспорта можно сделать вывод о том, что введение ограничительных мер по распространению новой короновирусной инфекции оказало резкий негативный экономический эффект на многие авиакомпании. В целом наблюдается схожая ситуация и по всему миру. Масштаб потерь настолько велик, что только из-за сокращения мировых авиаперевозок, мировой ВВП сократился на 1,67% по итогам года.
В условиях пандемии и железные дороги лишились части прибыли. Свободные линии железнодорожного транспорта стали использоваться для увеличения объема грузовых перевозок. Пандемия дала новые возможности для развития данного вида транспорта России. Даже некоторые компании, которые перевозили товар автотранспортом частично сместили свой выбор в сторону железнодорожного транспорта.
Но автотранспорт не утрачивает свою значимую роль с системе транспортно-логистической системы России, так как является связующим звеном между всеми ее звеньями.
Что касается автомобильного транспорта, несмотря на то, что границы на данный момент открыты, возникает множество проблем, замедляющих процесс транспортировки – это условия карантина, тщательные долгие проверки в связи с этим, замена водителей и т.д. Все это значительно замедляет скорость доставки автомобильным транспортом.
Рассматривая проблему влияния пандемии на функционирование транспортно-логистической системы, нельзя не обратить внимание на изменения, которые произошли в режиме работы общественного транспорта. В экономическом плане пандемия COVID-19 привела к кардинальному сокращению доходов предприятий общественного транспорта от продажи билетов, в исключительных случаях достигавшему 90%, а также повышению дополнительных издержек, связанных с мерами по дезинфекции и обеспечению социальной дистанции как в самом транспорте, так и на объектах инфраструктуры.
Меньше всего изменения затронули трубопроводный транспорт.
Анализируя всю вышеперечисленную информацию можно сделать вывод о необходимости соблюдения мер, которые следует реализовывать транспортным компаниям для предотвращения последствий пандемии. К таким мерам можно отнести системную и тщательную дезинфекцию рабочих мест и подвижного состава, объектов и элементов инфраструктуры транспортных предприятий, предотвращение большого скопления пассажиров, соблюдение необходимой дистанции между ними, распространение информации с просьбой исключить необязательные поездки и перевозки, внесение изменений в расписание работы транспорта.Также к необязательным, но желательным мерам можно отнести возможность содействия со стороны правительства в реструктуризации существующей кредитной задолженности компаний перед финансовыми учреждениями и отмену налогов на общественный транспорт на срок до трех месяцев и представление льготных кредитов на операционные нужды, включая закупку топлива, техническое обслуживание, установку средств дезинфекции.