Трагическое рождение великого шедевра.
Концерт №2 для фортепиано с оркестром, написанный С.С.Прокофьевым в 1913 году, изначально был принят публикой негативно.Музыка была настолько новой и необычной, что ей, как и многим прогрессивным творениям искусства, было необходимо время. Но речь пойдет не об этом, а о печальной истории создания и личности, побудившей гений юного Прокофьева к сочинению шедевра.
В апреле 1909 года судьба сводит 18-летнего С. Прокофьева с новым другом - студентом Санкт - Петербургской консерватории, музыкантом с философским мышлением Максимилианом Шмидтгофом. Сведений об этой дружбе мало, известно лишь, что друзья много путешествовали, попадая в интересные и курьезные ситуации. Они разделяли любовь к автомобилям, эффектной одежде и фантазерству. Сам Прокофьев с юмором писал в своих дневниках о том, как вместе с Максимилианом заказывал на лето ярко-красные костюмы, чтоб поражать прохожих.
К несчастью, непринужденная мальчишеская дружба была прервана страшно и неожиданно. В одно утро, С. Прокофьев получил от Максимилиана короткое письмо: "Сообщаю тебе последнюю новость - я застрелился." По словам Сергей Сергеевича, Максим часто шутил о самоубийстве и всегда казалось, что он ни в грош не ставит жизнь. Состояние Шмидтгофа усугубилось после смерти отца, так как вся семья осталась в бедственном положении. А Максим просто обожал богемный образ жизни, с удовольствием и напоказ транжирил огромные суммы. Ему нравилось жить шикарно, на широкую ногу, не работая. Только после смерти Максима выяснилось, что он лгал Прокофьеву о грядущем огромном наследстве. Своей семье он врал, о том, что ему помогает Прокофьев, разделяя свои огромные доходы с ближними.
Кульминация трагедии пришлась на подготовку друзей к путешествию по Волге и Черному морю. Такое времяпровождение обещало быть затратным, а Максимилиан уже находился в затруднительном положении настолько, что не мог оплатить даже костюмы. Но объявить о своей слабости он так и не смог. В день своей смерти Максимилиан оделся с иголочки и, сев в купе первого класса, написал прощальные письма Прокофьеву и своей тете. Он вышел на глухой станции, возле леса. Пробравшись через чащу к озеру он достал свой револьвер и совершил единственный выстрел...
Прокофьев был невероятно подавлен и почему-то чувствовал вину. До последнего он надеялся, что Шмидтгоф скрылся где-то в Швеции, что он жив. Так боль композитора вылилась в чудесную в своей печали музыку. Невероятная тоска окутывает с первых нот. Даже до знакомства с историей создания, уже после первого прослушивания мои размышления об образе совпали с реальностью. Предлагаю вам насладиться первой частью этого уникального шедевра в исполнении В. Ашкенази:
