Черногузова Елизавета
Черногузова Елизавета Подписчиков: 1059
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2163

«Державный замысел» русского адмирала

72 дочитывания
25 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На фото: Контр-адмирал Николай Васильевич Копытов прослыл человеком весьма принципиальным и жёстким в отстаивании государственных интересов

Контр-адмирал Николай Копытов стал автором стратегического проекта. История строительства Китайско-Восточной железной дороги, сыгравшей значительную роль в отношениях России и Китая, вершилась в сложных условиях конца XIX века.

«Великому государству подобают великие дела» – слова, прописанные вдохновителем Великого Сибирского пути контр-адмиралом Николаем Васильевичем Копытовым в записке о необходимости скорейшего строительства железной дороги к Тихому океану.

Проблема неустроенности, чрезмерной отдалённости и незащищённости недавно приобретённых земель Приамурья и Приморья будоражила умы государственных мужей в Санкт-Петербурге с момента их присоединения.

Как доставить войска и сражаться на Дальнем Востоке с извечным врагом России – вездесущей Британской империей, как заселить неведомые земли на краю света и сделать их русскими, как не опоздать к разделу богатого «китайского пирога»?

Вопрос о строительстве железнодорожной магистрали через всю Сибирь «висел в воздухе» давно, но более важные дела и более насущные, с точки зрения императорского двора, финансовые траты, постоянно откладывали его осуществление.

В 1885 году появился проект Сибирской железной дороги, который в итоге стал прообразом плана будущего строительства. В соответствии с ним предполагалось строительство водно-железнодорожной магистрали, состоящей из трёх участков: Томск – Иркутск, Иркутск – Усть-Стрелка, Хабаровск – Владивосток, общей протяжённостью четыре с половиной тысячи вёрст. Автором этого проекта стал формально далекий от железнодорожных дел вице-адмирал Николай Васильевич Копытов. Напомню, что должность министра путей сообщения в это время занимал ещё один военно-морской офицер, ярый сторонник строительства Транссибирской магистрали – адмирал Константин Посьет.

«Офицер с гвоздём»

Выпускник Морского кадетского корпуса, Копытов не понаслышке знал существующее положение дел, как в империи, так и за её пределами. Будучи мичманом, Николай Васильевич стал участником Крымской войны, защищая рейды Кронштадта от атак английских кораблей. После войны лейтенант Копытов был направлен для прохождения морской службы на Дальний Восток. Отсюда, на паровом корвете «Гридень», он совершил кругосветное плавание, а затем на фрегате «Пересвет» участвовал в знаменитой Американской экспедиции контр-адмирала Степана Лесовского. Этот поход русского флота была организован во время Гражданской войны в США как знак «доброй воли» президенту Линкольну, впротивовес Британии, поддерживающей мятежный Юг.

В марте 1882 года Николай Васильевич получает звание контр-адмирала и назначается командиром отряда судов на Тихом океане (прообраз Тихоокеанского флота). С взятием Россией в аренду Ляодунского полуострова (с городами Порт-Артур и Дальний) в 1898 году, кандидатура контр-адмирала Копытова рассматривалась Николаем II как основная на должность «начальника Квантунского полуострова и командира флота и портов Тихого океана». Но члены Особого совещания отклонили это предложение, заявив, что у Копытова «гвоздь в голове». Это выражение передавало жёсткий и принципиальный характер адмирала.

Через Китай, навстречу океану

Контр-адмирал Копытов как никто иной понимал важность скорейшего строительства железной дороги к порту Владивостока. Вместе с тем, постоянные склоки между министерствами путей сообщения и финансов Российской империи по поводу денежных трат на строительство магистрали требовали удешевления проекта.

Именно ограниченность средств и патологическая экономность министра финансов Ивана Вышнеградского подтолкнули адмирала к проекту проведения железнодорожного пути через территорию соседнего Китая, напрямую от города Читы к приморскому Владивостоку. Свои конкретные предложения он изложил в записке «Владивосток – Петербург. Всероссийская великая железная дорога» от 28 декабря 1886 года.

Николай Васильевич считал, что такой маршрут будет выгоден обоим государствам. Россия получала существенную экономию в строительстве и сокращении длины пути, а, значит, повышение конкурентоспособности грузоперевозок, а Китай – выход северо-востока Маньчжурии к морю и условия для быстрого развития пустынной территории. Между собой и с близлежащим портом Владивостока связывались четыре станции: Хайлар, Цицикар, Гирин и Нингута. Данная линия направляла грузопоток во Владивосток, делая его главным торговым портом на Тихом океане.

Предложения адмирала стали предметом обсуждения в Императорском Русском техническом обществе. Для этого в мае 1888 года была даже создана специальная комиссия о направлении строительства Сибирской железной дороги. Большинство участников тогда посчитали нецелесообразным план Копытова по прокладке пути в Западной Сибири, но строительство магистрали по китайской территории сочли вполне уместным и достойным внимания.

Не пройдет и десяти лет, как предприимчивый министр финансов Сергей Витте подхватит идею адмирала о китайском направлении Транссибирской магистрали. С настойчивостью заезжего коммивояжёра он будет системно продавливать при императорском дворе планы великого моряка, бессовестно выдавая их за свои.

Воспользовавшись поражением Китая в войне с Японией, Сергей Юльевич Витте в обмен на кредит навяжет Цинской империи проект маньчжурского участка, и летом 1897 года Россия начнёт строить магистраль, получившую название Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

На протяжении полувека эта русская стальная магистраль на чужбине будет оставаться «яблоком раздора» различных центров силы, и по сей день её историческая оценка весьма неоднозначна.

В памяти останется ещё одно важное событие из биографии знаменитого контр-адмирала. В октябре 1894 года командующему Черноморским флотом Николаю Копытову будет отдан приказ доставить тело умершего императора Александра Александровича из Ялты в Севастополь. Здесь, на крейсере «Память Меркурия», Николай Васильевич отдал последние почести своему государю и главному вдохновителю строительства Великой железной дороги, о которой мечтал адмирал.

Справка «зм»

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД; до 1917 года – Маньчжурская дорога, с августа 1945 года – Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 – Харбинская железная дорога) – железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в 1897—1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали. КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке.

Подробнее ➤

25 комментариев
Понравилась публикация?
70 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 25
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо за публикацию!

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Вследствие этого "державного замысла" и упомянутого Витте Россия влезла в долговую петлю крючконосых мировых банкиров, вляпалась в бесславную японскую войну, затем в 1МВ и кровавую революцию.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Империализм, это есть высшая стадия развития капитализма...

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

спасибо.

вот такой "бессовестный лоббист")

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (25)

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,