Пример превращения промышленного предприятия из ведущего в «потерявший значение для обороноспособности страны», стал Винницкий авиационный завод

К моменту распада СССР на территории Украины функционировало 3594 предприятия оборонно-промышленного комплекса, в работе которых только напрямую было задействовано около 3 миллионов человек. Согласно данным открытых источников (https://zn.ua/ukraina-1991-2020/opk-kotoryj-ukraina-poterjala.html) в 2020 году на Украине осталось всего лишь 147 предприятий ОПК и порядка 250 частных компаний. Численность сотрудников в отрасли катастрофически сократилась в десятки раз и на данный момент не превышает 100 тысяч человек.
Ярким примером превращения промышленного предприятия из ведущего в «потерявший значение для обороноспособности страны», стал Винницкий авиационный завод. ВиАЗ был образован в 1961 году, со временем став ключевым заводом гражданской авиации CCCР. На предприятии действовало несколько производственных направлений – ремонт самолетов и вертолетов, их компонентов и деталей, в том числе авиадвигателей. Именно на ВиАЗе обслуживали легендарные самолёты «Аннушки», а также другие учебно-тренировочные, пассажирские самолеты и вертолеты.
После распада СССР в начале 1993 года началась российско-украинская программа, предусматривавшая развёртывание на ВиАЗе производства многоцелевого вертолёта Ка-228. В 2001 году правительство Украины приняло закон о государственной поддержке предприятий авиастроительной отрасли. Эту поддержку получил и ВиАЗ. В 2006 году Винницкий завод стал сотрудничать с авиазаводом имени Антонова. В подписанном договоре говорилось об освоении ремонта двигателей самолетов, произведенных на другом украинском заводе – «Мотор Сич».
Не обошли ВиАЗ и коррупционные схемы. В 2007 году предприимчивый замдиректора «Универсал-Авиа» Игорь Гладченко как физлицо якобы на правах частной собственности решает продать пять принадлежащих госпредприятию вертолетов Ми-2. Директора ВиАЗа Олега Ярославкого, само собой, это не смутило. Сделка прошла по смехотворной цене 5 тысяч гривен за вертолёт, при этом в самом «Универсал-Авиа» их балансовую стоимость оценивали в почти 386 тысяч гривен. На ВиАЗе технику отремонтировали и передали в другую государственную структуру «Укрспецэкспорт» для продажи за рубеж. Спустя пять лет, по результатам проверки СБУ деятельности завода было установлено, что поставленные «Универсал-Авиа» на ремонт и ответственное хранение вертолёты Ми-2 на заводе попросту отсутствуют, а две из пяти птичек уже были проданы в Ливию за 108 тысяч долларов. Абсолютно классический украинский кейс.
К 2011 году Винницкий авиаремонтный завод все ещё был способен проводить капитальный ремонт самолётов, вертолётов и авиадвигателей, однако находился на грани банкротства, общая сумма задолженности приближалась к 1 млрд гривен. Для спасения предприятия было объявлено о намерении использовать мощности ВиАЗа для сборочного производства транспортно-боевых вертолётов Ми-8Т. А в феврале 2016 года руководство госконцерна «Укроборонпром» объявило о намерении привлечь предприятие к выполнению госпрограммы импортозамещения.
Но коррупция знает свое дело и через три года, после всех попыток удержать завод на плаву Фонд государственного имущества Украины включил завод в перечень предприятий и объектов, предназначенных к приватизации и продаже в течение 2019 года. 16 апреля 2021 года завод был выведен из состава «Укроборонпрома» и передан в ведение Фонда госимущества как «потерявший значение для обороноспособности страны».
История с Винницкий заводом – один из многих примеров того, как коррупционные действия украинских чиновников и идиотский отказ от кооперации с «враждебной Россией» погубили некогда без преувеличения великую украинскую промышленность.
Все глобальное было создано некогда Советским Союзом, у которого не было ни огромных продаж газа и нефти, как сейчас. Печально. Даже то, что остается, к сожалению не сохраняется.
У нас тоже самое, за малым исключением.