Еще один год сумасшедших сбоев": Россия и Китай представляют новые угрозы для глобальной цепочки поставок
Последствия ситуации на Украине и вспышка коронавируса в производственном центре Китая создают новые проблемы в глобальных цепочках поставок, разрушая надежды на возвращение в этом году для надежного обеспечения бесперебойных грузовых перевозок и усиливая давление на потребительские цены.
Стоимость доставки снова растет, и эксперты ожидают, что серьезные перебои в транспортировке продолжатся в течение года
Финансовые санкции союзников и закрытие российского воздушного пространства вынуждают грузовые самолеты совершать более длительные и дорогостоящие рейсы из Азии в Европу. Десятки китайских заводов и портовых складов, снабжающих Соединенные Штаты, остаются закрытыми из-за сильнейшей вспышки коронавируса в стране со времен первой волны в Ухане. А трехзначные цены на нефть увеличивают счета за топливо для морских перевозчиков и дальнобойщиков.
В четверг Maersk, второй по величине грузоперевозчик в мире, предупредил о “непредсказуемых оперативных последствиях” российско-украинской войны, в то время как на юге Китая увеличилось время ожидания судов, пытающихся пришвартоваться в портах Яньтянь, Чивань и Шекоу.

Сбои пока не столь серьезны, как в худшие месяцы пандемии. Китайские власти в последние дни разрешили некоторым производителям, в том числе ведущему поставщику Apple, возобновить работу в условиях жестких ограничений.
Но специалисты по цепочкам поставок заявили, что ожидают ухудшения условий, что сведет на нет недавнее улучшение ситуации с задержкой контейнерных перевозок у побережья Калифорнии и усложнит борьбу Федеральной резервной системы с инфляцией.
“То, что люди ожидали как год восстановления, станет еще одним годом сумасшедших сбоев в цепочках поставок”, - сказал Йоханнес Шлингмайер, исполнительный директор XCHANGE, компании по аренде морских контейнеров в Гамбурге.
Согласно данным Всемирного банка, за последние 30 лет линии снабжения, охватывающие океан, способствовали процветанию, позволив мировой экономике вырасти почти в 2 с половиной раза.
Закрытие заводов. Лесные пожары. Нехватка рабочих рук. Брошенный контейнеровоз, блокирующий Суэцкий канал.
Еще до ситуции на Украине и неудачи с коронавирусом в Китае проблемы в цепочках поставок были одной из постоянных проблем экономики эпохи пандемии. На прошлой неделе, в отголоске инцидента в Суэце в 2021 году, судно той же судоходной линии село на мель в Чесапикском заливе штата Мэриленд.
“Подобные вещи происходят все чаще”, - сказала Ами Дэниел, исполнительный директор Windward, морской разведывательной фирмы в Лондоне. “Мир просто становится все более сложным для торговли”.
Кризисы в России и Китае возникли из-за того, что некоторые из худших глобальных проблем, по-видимому, начали ослабевать. По данным Морской биржи Южной Калифорнии, количество судов у берегов Южной Калифорнии, которое в прошлом году превысило 100, сократилось вдвое.
Грузы начали перемещаться быстрее в конце прошлого года после того, как портовые чиновники пригрозили оштрафовать операторов терминалов за контейнеры, которые задержались в доках. За первые два месяца этого года порт Лос-Анджелеса обработал на 5,4 процента больше контейнеров, чем за аналогичный период 2021 года, что было рекордно высоким показателем.
“Текучесть и скорость в наших доках продолжают улучшаться”, - заявил журналистам на этой неделе Джин Серока, исполнительный директор порта Лос-Анджелеса.
Но Ларс Йенсен, исполнительный директор Vespucci Maritime в Копенгагене, назвал очевидный прогресс “миражом”, заявив, что океанские перевозчики перенаправляют суда в другие порты США, включая Чарльстон, Южная Каролина, создавая там небольшие пробки.
Портовые чиновники ожидают, что импорт продолжит расти этой весной, поскольку розничные торговцы восстанавливают скудные запасы. Многие компании готовятся к продолжающимся трудностям с получением того, что им нужно, когда им это нужно.
Гамильтон Бич, производитель кофейников, блендеров и тостеров, сообщил инвесторам в этом месяце, что ожидает, что ограничения в цепочке поставок и более высокие транспортные расходы “сохранятся в течение этого года”. Руководители планируют повысить цены в ответ, что является иллюстрацией того, как проблемы с поставками подпитывают самую высокую инфляцию потребительских цен за 40 годы.
Объясненная инфляция: Как взлетели цены
“Если вы посмотрите на порт Лос-Анджелеса, вы на самом деле еще не видите облегчения в поле зрения. Решение этих узких мест в цепочке поставок по-прежнему займет больше времени”, - сказал Майкл Вакс, исполнительный директор Forto, экспедитора, базирующегося в Берлине.
После снижения в конце прошлого года стоимость отправки стандартного транспортного контейнера из Китая в Лос-Анджелес выросла на 20 процентов за последние два месяца до 16 353 долларов США, согласно индексу Freightos.
Это более чем в 12 раз больше, чем это стоило за несколько месяцев до пандемии.
Недавний скачок цен на нефть не помог. Цена метрической тонны бункерного топлива с низким содержанием серы, используемого океанскими грузовыми судами, превысила 1000 долларов в начале этого месяца, что примерно вдвое превышает отметку до пандемии.
Помимо своей роли поставщика нефти и газа, Россия далеко не так важна для мировой экономики, как Китай. Но санкции, которые резко оторвали страну от обычной торговли, посылают ударные волны по грузовым каналам.
ФРС повышает процентные ставки, планирует в общей сложности семь повышений в этом году
По мере того как санкции начали действовать в этом месяце, количество контейнерных судов, останавливающихся в российских портах Балтийского моря, включая Санкт-Петербург, сократилось на 40 процентов, согласно данным Windward.
В близлежащих портах Эстонии, Латвии и Германии наблюдался примерно сопоставимый рост перевозок, поскольку суда были перенаправлены из России.
Многие грузоотправители превышают запреты, подробно описанные в санкциях, введенных США. Некоторые компании избегают судов под российским флагом. Другие отказываются нанимать корабль, капитаном которого является русский.
“То, что мы видим, - это больше сбоев, больше пробок и больше задержек”, - сказал Дэниел. “И это не изменится”.
Крупные грузоперевозчики перестали принимать новые грузы в Россию, Украину и Белоруссию. По словам Яна Тидеманна, старшего аналитика судоходных линий и портов информационной и исследовательской фирмы Alphaliner, Maersk выгрузила товары, которые находились на полпути в Россию, когда началась война, в небольшом датском порту в Калундборге.
Проверки европейскими таможенными органами товаров, предназначенных для России, приводят к скоплению грузов в региональных узлах и задержкам в глобальной сети перевозчика, что “влияет на цепочки поставок наших клиентов”, - говорится в сообщении Maersk, размещенном на его веб-сайте.
Hapag-Lloyd сбрасывает грузы, направляющиеся в Россию, в порты Черного моря, такие как Констанца в Румынии, Бургас в Болгарии и турецкий Гемлик, говорится в сообщении судоходной линии в консультации с клиентами.
Санкции фактически воздвигли стену вокруг России. Грузы, которые обычно перевозились по железнодорожному сообщению между Китаем и Европой, теперь перевозятся на судах или самолетах. По словам Нильса Ларсена, руководителя североамериканских операций датской транспортно-логистической компании DSV, ежегодно может пострадать около 1,5 миллиона контейнеров.
Но эти поставки усугубят существующие заторы. Пространство на борту контейнеровозов уже стоит дорого. Самолеты, летящие из Китая в Европу, должны отклоняться в сторону закрытого воздушного пространства России, что увеличивает время в пути до шести часов и в некоторых случаях требует дополнительной остановки для дозаправки, сказал Ларсен. Это эффективно снижает пропускную способность каналов авиаперевозок, которые уже работают значительно ниже уровня, существовавшего до пандемии. И когда самолет приземлится, они будут выгружать свои грузы на уже переполненных операциях по обработке грузов в аэропорту.
“Это будет иметь огромные волновые эффекты, к которым никто не был готов”, - сказал Ларсен. “Мы вернемся к ранним дням covid, когда все действительно стало плохо”.
В Китае правительство ввело жесткие ограничения на коронавирус для более чем 50 миллионов человек в ключевых городах, включая Шэньчжэнь, Шанхай и Чанчунь, начиная с 13 марта. По данным Capital Economics, на компании в пострадавших районах приходится три четверти экспорта Китая.
Эти шаги были предприняты на фоне тревожного всплеска инфекций омикронного варианта коронавируса. В соответствии с политикой абсолютной нетерпимости Китая, даже нескольких случаев достаточно, чтобы ввести жесткие ограничения на деятельность.
По данным Everstream Analytics, компании по анализу рисков цепочки поставок, на этой неделе было закрыто более 50 китайских заводов в области электроники, автомобилестроения и потребительских товаров.
“Риск того, что связи глобальных цепочек поставок внутри Китая будут разорваны, является самым высоким за последние два года”, - предупредила клиентов Capital Economics на этой неделе.
Последствия Омикрона и жесткие переговоры о труде, вероятно, нарушат цепочки поставок
В то время как южные порты остаются открытыми, близлежащие склады закрыты, а транспортные услуги ограничены. По данным Everstream, в Яньтяне тестирование на коронавирус сократило пропускную способность грузовых перевозок более чем наполовину. Некоторые грузы, которые обычно пересекали границу с Гонконгом на грузовиках, теперь совершают короткое путешествие по морю.
Суда ждут два дня, чтобы пришвартоваться там, в то время как близлежащий Шекоу не принимает суда до 19 марта, когда ожидается, что ожидание повторного открытия составит три дня.
“Мы ожидаем от шести до восьми недель производственных задержек, задержек с доставкой и перегрузок”, - сказала Джули Гердеман, исполнительный директор Everstream. “Мы почувствуем влияние этого, вероятно, через четыре недели”.
К концу недели китайские власти разрешили Foxconn и ряду других производителей возобновить работу с использованием системы “замкнутого цикла”, перевозя работников между предоставленным их компанией жильем и заводом.
Китайским грузам уже требуется больше времени, чем когда-либо, чтобы добраться от ворот завода до порта отправления, почти в три раза больше времени, чем до пандемии, согласно данным Flexport, экспедитора, базирующегося в Сан-Франциско.
благодарю за информацию
