Предложения по усовершенствованию и уточнению статей и положений закона в Армении с целью повышения качества экспертных работ.

Научные изыскания в области оценки загрязнения природных объектов имеют как теоретическое, так и важное практическое значение. Оценка уровня загрязнения дает косвенное представление об уровне опасности, так как отражает всего лишь степень нарушения природного состояния того или иного объекта окружающей среды. Экономическая деятельность, даже та, которая наносит определенный урон природе, и приводит к дисбалансу в той или иной экосистеме, четко представляет свои преимущества в виде дохода, прибыли. Учет же экологических принципов требует балансирования экономической активности в пределах минимального вреда окружающей среде и сопоставления экономических выгод с эколого-экономическим ущербом. С этих позиций очень важно оценивать в денежной форме экологический и экономический ущерб и сравнивать пользу с возможным вредом.
Прогнозирование и расчеты потенциального вреда и возможного ущерба требуют постоянного совершенствования и уточнения в связи с растущей необходимостью более бережного, сбалансированного использования природных ресурсов. Применяемые в настоящее время методы оценки ущерба окружающей среде от загрязнения поверхностных вод также нуждаются в совершенствовании.
В настоящее время в литературе можно встретить в основном два методических подхода для определения ущерба от загрязнения вод [1]: 1) косвенных подход; 2) подход на основе прямого счета (реципиентный).
Закон РА «Об экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду « (ОВОС) «охватывает ряд рассматриваемых форм оценки, таких как экологическая, экономическая.[5] С этой точки зрения данный Закон представляет особый интерес как механизм, позволяющий применять на практике научные разработки и теоретические изыскания в области оценки воздействия на окружающую среду. Закон находится в центре внимания различных экспертов, общественных организаций, правительства. Периодически рассматриваются вопросы по усовершенствованию и развитию норм закона.
В данной статье предлагается внести ряд дополнений и изменений в различные главы и статьи Закона[5], которые по мнению автора могут улучшить и уточнить некоторые процедуры и методические подходы, повысить качество выполняемых работ в рамках ОВОС посредством совершенствования экспертных работ, ответственности экспертов.
Что касается конкретно норм Закона, рассматривающих процедуры оценки воздействия на окружающую среду, то предложения следующие:
Глава 4, статья 17, пункт 2 Закона ОВОС. В формулировке по осуществлению эколого-экономического анализа альтернативных вариантов планируемой активности и обоснования выбора наиболее предпочитаемого варианта внести дополнение осуществления потенциальной оценки эколого-экономического ущерба.
Глава 4, статья 17, пункт 4 Закона ОВОС. В описании кроме отмеченного экономического ущерба добавить оценку эколого-экономического ущерба. Применительно к процедурам по оценке такого ущерба от загрязненных вод предлагается использование косвенного метода. При использовании косвенного метода в расчетах ОВОС целесообразнее рассматривать оценку возможного ущерба на долгосрочной основе [3]. В то же время рекомендуется использование некоторых расчетных оценок, изложенных в методике, разработанной на основе прямого расчета. [2]
Глава 4, статья 18, пункт 2 Закона ОВОС. Требования, предьявляемые отчету по ОВОС, дополнить информацией по результатам оценки эколого-экономического ущерба.
В настоящее время разработан и представлен на обсуждение общественности проект по внесению изменений в действующий в настоящее время Закон ОВОС. Что касается рассматриваемых в статье положений по представленной тематике, то, в частности, в проекте внесено изменение в главу 4, статью 17, пункт 4 Закона, согласно которому в формулировке «Порядок оценки и возмещения возможного экономического ущерба окружающей среде утверждается Правительством Республики Армения» слово порядок заменено на руководство. Данный подход позволяет расширить использование научно обоснованных современных методов по оценке экономического и эколого-экономического ущерба и представить их на рассмотрение правительству.
Таким образом, для сбалансированного развития экономики и в целях повышения качества экспертного обслуживания в рамках Закона РА ОВОС, а также снижения риска возможного негативного воздействия на окружающую среду, в частности, от загрязнения поверностных вод, рекомендуется внести некоторые дополнения и изменения в проект Закона.
Уточнение и усовершенствование используемых методов оценки воздействия на окружающую среду, оценки эколого-экономического ущерба будут способстововать проведению более детальной и всесторонней экспертизы, а конкретные изменения в нормах закона — повышению ответственности перед природой. Данный подход позвилит стремиться к более сбалансированному экономическому прогрессу, с неоспоримым требованием учитывания экологических рисков, защиты прав граждан на охрану здоровья.
Список литературы:
Березовский, П. В. О методических принципах оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды / П. В. Березовский // Записки Горного института. — 2013. — Т. 203. — С. 14–17.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Налбандян М.А. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И УТОЧНЕНИЮ СТАТЕЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ОВОС В АРМЕНИИ С ЦЕЛЬЮ СПОСОБСТВОВАНИЯ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LVI междунар. Науч.-практ. Конф. № 3 (55). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 27-30.
Источник
https://sibac.info/conf/jurisprudence/lvi/244449
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты