5 популярных (но не обязательно лучших) способов передать деньги при купле-продаже жилья

Пролог
Представьте, вы решили продать квартиру! И вот покупатель найден, сделка почти готова, но как передать деньги? Покупатель не желает передавать деньги до регистрации права собственности на свое имя. Продавец опасается остаться и без квартиры, и без денег.
Ситуация патовая или выход все же есть?
Теория в двух словах
Опасения продавца и покупателя не беспочвенны. Для каждого из них существует риск лишиться своего имущества. В данном случае лучшим выходом будет выбрать такой вариант расчетов, при котором присутствует посредник (банк или нотариус), а обязательства покупателя считаются исполненными в момент вложения или перевода средств (т.е. до подачи документов на регистрацию), но продавец получит их только по завершении сделки.
Получается, что участники сделки заинтересованы исполнить все необходимые действия, предусмотренные законом и договором.
В любом случае в договоре купли-продажи следует подробно расписать порядок расчетов удобным способом: от выбора посредника до перечня документов, которые должен представить продавец для получения денег.
Предлагаем ознакомиться с наиболее востребованными способами расчетов.
Наличные расчеты
Самый популярный способ передачи денег – это расчет наличными, который позволяет продавцу и покупателю сэкономить время, ведь передачу средств можно осуществить сразу после подписания необходимых документов, да и дополнительных визитов в банк не потребуется.
Однако этот вариант применим лишь при полном взаимном доверии сторон, а потому небезопасен, ведь никогда нельзя быть абсолютно уверенным в благонадежности малознакомого человека. Кроме того, потребуется подготовить удобное и безопасное помещение, технику для пересчета купюр и проверки их подлинности.
Банковская ячейка
Уменьшить риски при расчете с использованием наличных позволяет банковская ячейка. Здесь все просто. Покупатель закладывает необходимую сумму в ячейку, а продавец получает ее же по окончании сделки. Конкретные нюансы закладки и выемки средств прописываются в договоре аренды банковской ячейки.
Плюсы кажутся очевидными:
- снять деньги и положить их в ячейку можно в одном отделении банка,
- нет нужды беспокоиться о надежном помещении,
- подлинность и качество банкнот заранее проверят специалисты.
Однако есть и минусы, причем весьма существенные.
- Банк только предоставляет временное хранилище для имущества. С точки зрения его сотрудников, содержимое ячейки – это просто пакет. Остается риск, что получатель средств получит вместо денег старые газеты.
- Банковские служащие не смогут гарантировать подлинность документов, представленных получателем средств.
- В случае, если сделка не состоится, вернуть заложенные в ячейку средства будет не так-то просто. Может потребоваться присутствие второй стороны, что не всегда возможно.
Аккредитив
Еще одним способом расчетов является аккредитив. По своей природе это банковский счет, на который покупатель в безналичном порядке переводит требуемую сумму, а продавец сможет получить ее только при выполнении условий раскрытия аккредитива. Например, после предоставления зарегистрированного договора купли-продажи.
В данном случае вообще нет необходимости снимать наличные, беспокоиться об их сохранности и подлинности. Кроме того, аккредитив удобно использовать при сделках за рубежом.
Основной минус здесь – это зависимость от стабильности и благонадежности банка. Если у банка будет отозвана лицензия, вернуть переведенные на аккредитив средства будет очень сложно.
Депозит нотариуса
С 1 января 2015 года появилась возможность использовать для расчетов при сделках новый способ – депозит нотариуса.
Схема схожа с закладкой денег в банковскую ячейку, но имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. Все нюансы предстоящих выплат, в том числе условия и порядок перевода средств продавцу или возврата покупателю, подробно расписываются в нотариально удостоверенном соглашении.
2. Нотариус является гарантом не только сохранности сбережений, но и чистоты сделки.
3. Деньги переводятся получателю только после проверки нотариусом всех представленных документов, а покупатель получает от нотариуса справку о выдаче денег с депозита. Расписка от продавца не понадобится.
Счет эскроу
Этот инструмент для расчетов появился с 01.07.2014, но особой популярности не получил.
Хотя, если говорить о купле-продаже недвижимости на первичном рынке, расчеты через эскроу говорят о благонадежности застройщика (по крайней мере, так принято думать).
Процедура расчетов через эскроу-счет напоминает аккредитив. Деньги также поступают на банковский счет и обособляются на нем. Владельцем счета до момента исполнения условий сделки остается тот, кто деньги на счет перевел. Однако ни один из участников сделки не сможет распоряжаться денежными средствами на эскроу-счете до того момента, пока не наступят оговоренные в договоре обстоятельства (к примеру, регистрация права собственности на квартиру).
Основное отличие эскроу-счета от аккредитива состоит в гибкости договорной конструкции. Стороны могут "настроить" эскроу под себя, в т.ч. поручить эскроу-агенту (кредитной организации, в которой открыт счет) провести тщательную проверку наступления оговоренных договором условий и предоставленных документов.
Специалисты считают, что счет эскроу – перспективный инструмент и у него определенно есть будущее в России.
Спасибо, что дочитали до конца! Предлагаю обсудить публикацию в комментариях!
Другие публикации автора на портале 9111. ру:
Что делать, если ветеринар навредил животному?
Пожизненная рента. А что, если отдать квартиру государству?
Двойные квитанции при смене УК: нужно ли платить за ЖКУ и кому?
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Мы продавали земельный участок через эскроу-счет. Три часа лишнего времени, но зато никаких проблем.
Довольно удобный вариант, согласна!
Сколько же нотариус возьмет за такую услугу страшно представить.
О,да! Услуга стоит прилично, но пользуется спросом
Аккредитив то в сбере, альфе или втб чем хуже? Стоит копейки
Лично я за Аккредитив! Но, в свое время получилось открыть только в ВТБ. В Сбере вообще не поняли о чем я говорю))) а в ВТБ сначала напутали в документах, потом не смогли найти подтверждение, что он раскрыт
Тот ещё квест был!
Наличные? За недвижимость?коллега, вы это серьезно? Ну если только за долю коммуналки в крыжопале. Аккредитив самое оптимальное. В ячейках иногда пропадает добро. А так прмеес документы в банк и продавец получил свои деньги?
Вы удивитесь, коллега, но наличные расчёты ещё в ходу) не все ж новостройки покупают.