Психология детей с трех лет до дошкольного возраста по отношению к игрушкам
В треугольники: “дети-родители-игрушки” чаще всего встречаются две проблемы:
Игрушек много, но ребенок почему-то с ними не играет;
Ребенок постоянно выпрашивает купить ему новую игрушку и поход в магазин оборачивается катастрофой для кошелька или для нервов родителей.
Я ознакомилась с мнением разных психологов и составила свою точку зрения по данным вопросам.
Психология детей по отношению к игрушкам
Когда маленький человечек становится “самостоятельным” (т.е. примерно в возрасте 2,5 - 3 года) он начинает осваивать не только физические законы окружающего мира, но и начинает осваивать законы окружающего его социума.
То есть, если раньше ребенок ставил кубики друг на друга, и смотрел упадут они или нет. То теперь он начинает придавать своей стройке смысл. Это уже не просто кубики, а будущая башня его сказочного замка, например.
При этом целью игры становится не столько сама игра, сколько отработка социальных ролей и поведения.
Может быть вы замечали, что дети в своих играх часто копируют взрослых. Делается это не просто так - для ребенка взрослый это образец для подражания. А откуда еще он возьмет информацию как надо жить в окружающем мире? И игры являются для малышей тренировкой, подготовкой ко взрослой жизни.
Также игры помогают ребенку развивать абстрактное мышление, без которого невозможно дальнейшее развитие. До трех лет буква “А” будет для малыша просто набором из трех палочек. Понимать, что это буква, что у нее есть определенное абстрактное значение, он начнет много позже именно благодаря играм.
У моей дочки это начало проявляться примерно в 2,5 года. Когда она подошла ко мне с игрушечным хомяком и сказала: “Мама, а давай это будет не хомяк, а волк! А я буду зайчиком и волк будет менять догонять”.
При этом, если бы прежде я ей сказала: “А давай это будет не хомяк, а волк” - я б натолкнулась на стену непонимания: “Мама! это же хомяк!”.
Но теперь все переменилось и волшебное: “А давай это будет не то, а другое, понарошку” меняет абстрактное восприятие предмета.
Простите, если мое объяснение затянулось, но это очень важно для понимания следующей мысли.

Большое количество игрушек может негативно влиять на развитие абстрактного мышления ребенка и его развитие.
Объясню опять-таки на примере. Подарили мы дочке игрушечную кухню. Там много сковородок, кастрюль, лопаток, продуктов. Дочка сказала: “Вау! Как красиво!” и подергала рычажки, осмотрела весь кухонный инвентарь, и больше с этой кухней не играла.
Зато каждый день она с помощью пластилина и формочек готовит маме с папой “вкусные” булочки, печенюшки и котлетки. А объясняется это как раз вышеприведенной фразой про негативное влияние на развитие абстрактного мышления.
Ребенок может восхищаться самой красотой игрушки. Ее проработанностью, детализированностью. Но как играть с ней? Какая тут может быть абстракция? Все ж и так понятно - это помидор, это огурец, это сковородка.
И намного интереснее слепить из пластилина “каляку-маляку” прийти потом к маме и сказать: “Мама! Смотри какой у меня помидор получился!”.
Сравнение со взрослыми
Игрушки обязательно должны быть, но ими не должен быть завален весь дом. У ребенка должно оставаться пространство для творчества и развития. И не надо расстраиваться, как некоторые родители делают, от того что ребенок не играет с какой-то крутой и дорогой игрушкой (которую сам и просил купить).
Точнее перед тем как расстраиваться, загляните в свой гардероб, где много всего, а надеть нечего.
Кстати, порой лучшей игрушкой для ребенка могут быть обычные бытовые вещи. Настоящий тарелки, настоящие кастрюли. Ведь вы помните, игра для ребенка - способ отработать образ жизни и взаимодействие с внешним миром.
Если ребенок постоянно требует купить ему игрушку
Причины такого поведения зачастую заключаются в не совсем адекватной реакции родителей. Наиболее распространены два случая:
Ребенок видит в магазине игрушку, которая ему очень нравится. Он хочет рассмотреть ее поближе, потрогать, пощупать. Эмоциональное у ребенка в этом возрасте преобладает над рациональным. Да и сами представьте себя на его месте. Вы зашли в магазин и увидели шикарное платье. Разве вам не захочется его примерить?
Но вместо того, чтобы быть соучастным эмоциям ребенка, родитель сразу демонстрирует негатив. У родителя в голове уже простроена логическая цепочка: малыш сейчас потребует эту игрушку купить - денег сейчас на нее нет - я откажу, ребенок начнет со мной ругаться. Выход? Надо сразу дать ребенку понять, что покупать игрушку эту мы не будем или как-то попытаться переключить его внимание.
Что нужно делать на самом деле? Подойдите к игрушке с ребенком, пусть он ее рассмотрит, потрогает (если это возможно), проявите участие - тоже восхититесь этой игрушкой: “Какая красивая! Как тут все детально проработано!”. Может уже и после этого, насмотревшись вдоволь, ребенок к игрушке охладеет. Но если и нет, обсудите с ребенком возможность покупки. Предложите ему написать об этой игрушке в письме к Деду Морозу. Или объясните, что сейчас возможности купить эту игрушку нет, но если он не передумает, то на день рождения ему ее обязательно подарят.
Главное делать это все спокойным тоном. Ребенок не враг вам, он ваша семья, и он не хочет вам сделать ничего плохого.
Второй встречается у некоторых родителей, когда те желая “купить себе время”, дарят ребенку игрушки со словами: “На тебе игрушку, иди поиграй, а мама пока сериал посмотрит”.
Мотивы мамы понятны - “купить” себе игрушкой немного личного времени. Да только ребенок-то воспринимает это иначе. У ребенка закладывается понимание, что мама мне дарит игрушки, так она проявляет свою заботу обо мне и показывает нашу связь. Если игрушки дарить перестали, значит меня разлюбили? Или иная ситуация: “Купи мне эту игрушку!” (покажи, что ты меня любишь!).
В этом случае родителям стоит пойти по пути “снижения” дозы и смены парадигмы поведения. Дарите подарки спонтанно, и не обязательно покупать что-то дорогое. Пусть это будет маленькая машинка, куколка… И предложите ребенку поиграть вместе с ним этой игрушкой. Чтобы понимание о любви и заботе, точнее об их проявлениях, у ребенка изменилось.