Победный каннибализм. Или русские не сдаются.
В этой статье речь пойдёт не о каннибализме, как принято считать, а уж тем более не о триумфе каннибалов. Нет-нет! О поедании друг друга в прямом смысле слова речи быть не может. Речь пойдёт о проблеме №1 отечественной гражданской авиации.
По известной всем причине против России и её компаний введены такие санкции, что ни Кубе, ни Ирану, ни Северной Корее не снилось ничего подобного. Санкции беспрецедентны по глубине и ширине охвата. Дело дошло до того, что российским авиакомпаниям запретили летать в страны Европы за редким исключением и в страны Северной Америки. Бог с ними с полётами, летать можно и в другие места. Дело дошло до того, что в Россию запрещён экспорт собственно воздушных судов, их комплектующих, их деталей. Так же запрещено любое техническое и сервисное обслуживание российских воздушных судов. Всё это не может не сказаться на безопасности полётов. Отечественных воздушных судов для коммерческих перевозок пассажиров и грузов у России практически нет. Даже небезызвестный "Сухой", который "Суперджет" отечественным можно назвать с огромной натяжкой. Да, делают его в России, усилиями россиян и на российском предприятии, входящем в состав КБ Сухого. Но, состоит лайнер на более чем 70% из иностранных компонентов.
В нулевые годы нынешнего столетия из ведущих российских авиакомпаний не осталось ни одной, которая бы эксплуатировала отечественные самолёты. Даже государственный "Аэрофлот" и тот летает на самолётах Boeing и Airbus. Боинги и Аэробусы вытеснили Яковлевых, Туполевых, Ильюшиных именно в нулевые годы, когда страну наводняли шальные нефтедоллары и сопуствующая пропаганда, которая сводилась к тому, что проще закупить за рубежом готовое, нежели пыжиться и делать своё, мол Запад мы всё равно не догоним. Вот так и пересели на самолёты мировых гигантов авиапрома вместо своих. А сейчас произошло то, что произошло, страна по горло в санкциях, летать стало фактически не на чем. Надежду вселяет "Иркут", но когда он наделает своих лайнеров - не понятно. Срок явно не год и не два и не три. А летать надо на чём-то здесь и сейчас.
На данный период остаётся только один выход - каннибализм, в смысле разобрать одно-два воздушных судна, чтобы добыть детали или расходники для других воздушных судов такой же марки и модели. Самолёты словно поедают друг друга, отсюда и жаргонный термин "каннибализм".
Первой ласточкой масштабного каннибализма стал лоукостер авиакомпания "Победа" (ООО "Авиакомпания Победа"), 100%-ная "дочка" компании "Аэрофлот" - отечественного флагмана гражданской авиации. "Победа" изначально создавалась как "Добролёт", но из-за санкций Евросоюза "Добролёт" пришлось ликвидировать, взамен создать новую авиакомпанию с военно-патриотичным названием "Победа". Название призвано ассоциироваться как с Великой Победой, так и с маленькой победой над санкциями. России нужен был свой лоукостер, т.к. бюджетные рейсы выполнять не входит в перечень дел флагмана. Флагманский "Аэрофлот" призван решать другие задачи, это как бы классическая авиакомпания.
"Победа" получила бывшие воздушные суда "Добролёта", что-то им передали из авиакомпании "Россия", что-то отдал сам "Аэрофлот" и принялась летать в самые разные уголки близлежащих географических регионов и по России. Флот "Победы" составляют лайнеры Boeing 737-800, которые хорошо зарекомендовали себя. Всего было 44 воздушных судна. 3 из них были арестованы за рубежом по запросу иностранного лизингодателя.
И вот недавно "Победа" решила сократить свой флот с 41 до 25 самолётов. Всё это делается с целью покрыть потребности в деталях для самолётов и обеспечения безопасности полётов. Ну и это ещё оптимизация операционных раходов компании. Как видно, "Победа", равно как и русские люди, не сдатся. Отдав на разборку почти половину своего флота авиакомпания продолжает полёты всем санкциям назло. Лучше уж каннибализм, чем вообще прекращение полётов. Да, летать будут реже и меньше, но летать победные ласточки всё же будут.