Правовые проблемы использования технологий распознавания лиц
В результате развития технологий «искусственного интеллекта» возник ряд этических и правовых проблем прикладного характера. Один из наиболее ярких примеров этико-правовых проблем прикладного характера - активное использование интеллектуальных систем видеонаблюдения, которые имеют функцию распознавания лиц, а также анализируют поведение наблюдаемого лица.
С развитием вышеуказанных технологий право граждан на неприкосновенность частной жизни может быть фактически утрачено. По мере повышения эффективности алгоритмов компьютерного зрения, у людей практически не остается шансов каким-либо образом обойти негласное наблюдение. Причем данные, собранные в ходе применения технологий распознавания лиц, могут использоваться как для правительственного контроля, так и в коммерческих целях.
Еще одна проблема технологий распознавания лиц, применяемых в общественных пространствах - их несовершенство, которое ведет к возможности ошибочного распознавания. В результате такие ошибки распознавания приводят к ошибочным задержаниям.
Границы применения технологий распознавания лиц в нормативно-правовых актах высшей юридической силы уже закреплены в общем виде-международных договорах и в национальных конституциях. В России такие нормы содержатся в положениях Конституции РФ и ратифицированных РФ международных договорах, в тех разделах, которые закрепляют право человека на неприкосновенность личной жизни (права на частную жизнь), а также допустимых оснований, порядка и пределов ограничения такого права (ст. 23, 46 и 56 Конституции РФ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Необходимо отметить, что такие права и возможности, а так же их ограничения в указанных выше нормативно-правовых актах сформулированы широко и размыто. Необходима непременная конкретизация таких норм в других правовых актах и (или) сформированной судебной практике, поскольку иначе ситуация неопределенности так и останется неразрешенной.
В действующем российском законодательстве пока отсутствует единый кодифицированный акт, который являлся бы регулятором деятельности по организации и осуществлению видеонаблюдения, в том числе с использованием биометрических данных. Существующее правовое регулирование отдельных аспектов права в сфере видеонаблюдения носит крайне фрагментарный характер. Видеоизображение человека, которое получено с помощью камер видеонаблюдения, относится к персональным данным этого человека. В то же время жестких правил сбора, обработки и распространения таких сведений в настоящее время не существует. Есть лишь разрозненное рамочное упоминание этого явления в отдельных законах (например: ст. 152.1 ГКРФ, ст. 3 ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»)
Системы распознавания лиц, применяемых в общественном наблюдении, необходимо признавать сбором информации о частной жизни гражданина, несмотря на то, что место является публичным и наблюдение ведется за неопределенным кругом лиц, а фото и видеоизображения лица, которые сделаны в ходе такого видеонаблюдения, должны обрабатываться по правилам работы с биометрической информацией.
Вышеизложенные доводы свидетельствуют о необходимости незамедлительного внесения в законодательство изменений, определяющих статус таких материалов и предусматривающих такие правила работы с ними, которые могли бы соответствовать новым технологическим реалиям, помогли бы выстроить справедливый баланс между правом человека на тайну личной жизни и на тайну персональных данных в соответствии с интересами общества, государства, коммерческих субъектов на обработку такой информации при помощи интеллектуальных систем.