Проблемы рыбалки у аборигенов Приморского края
Добыча водных биологических ресурсов коренными народами Приморского края, сегодня составляет основную часть их жизнедеятельности, с которой связано не только их пропитание, благополучие, но и проблемы связанные с ее осуществлением. Остановимся на некоторых их них. По мнению Председателя Союза коренных малочисленных народов Приморского края, В.В. Андрейцева, среди основных проблем являются ассимиляция, запреты на народный промысел и ряд других, которые необходимо разрешать как можно быстрее при поддержке государства.
Вопрос к национальной принадлежности состава приморских общин, продолжает оставаться у краевых чиновников актуальным. Присутствие в приморских общинах представителей другого коренного малочисленного населения, не входящего в состав аборигенов Приморья, зачастую рассматривается представителями власти как торговля КМН своими преимуществами в сфере добычи водных биологических ресурсов.
Такие случаи могут наблюдаться, когда от имени коренных малочисленных народов могут быть зарегистрированы общины, которые к таковому этносу не относятся. Это происходит и потому что за долгие годы население коренного малочисленного этноса Приморского края сильно смешалось с другими аналогичными народами, которые ранее не проживали на территории края, приехав сюда, вступив между собою в брак, образовали семьи, имеющие разные национальности. В подобных условиях принадлежность к определенной национальности ни о чём не говорит. К тому же в российском законодательстве прямо указано, что членами общины могут быть и лица, которые к коренным малочисленным народам не относятся, но осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционным промыслом малочисленных народов.
В.В. Андрейцев, предлагает по этому поводу формировать национально-культурные центры во всех районах края, где проживают КМН, а работающие там их представители помогать восстановлению традиционных промыслов, включая рыболовство и другие. Но, проблема с выделением финансов тормозит создание подобных центров.
Кроме этого, такая традиционная хозяйственная деятельность приморских малочисленных народов как добыча водных биологических ресурсов не развивается, а на протяжении последнего двадцатилетия постепенно деградирует. Так в сфере традиционного рыболовства КМН не соблюдается принцип первенства в предоставлении водных биоресурсов по месту проживания представителей малочисленных народов, которых к тому же ограничивают в праве на добычу водных биоресурсов.
С 2016 по 2018 годы, Росрыболовством Приморского края общинам КМН, было запрещено добывать водные биоресурсы вне участков для рыбного промысла, что явилось явным нарушением ст. 25 ФЗ – № 166. Вопросы о выделении участков для рыбного промысла для КМН данным государственным органом не рассматривались что привело к тому что двенадцать Общин не имели таких участков. А между тем, малые предприятия, принадлежащие Общинам, давали работу жителям районов, оказывали социальную помощь на территории поселений КМН.
Нередко при создании рыболовных участков не учитывается мнение коренного этноса, нарушая тем самым требования федерального законодательства. Установленные законодательством квоты на добычу водных биоресурсов для КМН, не всегда выделяются (например в 2016 и 2018 г.г., на лососевые породы рыбы квоты вообще не выделялись) а если квоты предоставляются то по остаточному принципу, только после передачи водных биоресурсов в пользование для ведения рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), для научно-исследовательских и контрольных целей, организации любительского и спортивного рыболовства. Так, например на 2021 год, было распределено для КМН более 8,5 тон анадромных видов водных биоресурсов. Для Красноармейского района - 4,8 т., тайменя, Тернейского - 2,5 т., гольца, Ольгинского - 1,4 т., зубатой корюшки. Фактически, учитывая количество поданных КМН заявок, на одного представителя в год приходится приблизительно от 1,5 кг до 14,5 кг, симы или горбуши в зависимости от районов проживания КМН, квоты на кету, кижуч, нерку и другие виды лососёвых пород в последнее время для коренного малочисленного этноса не выделяются.
Ведение традиционного рыболовства осуществляемого коренным малочисленным этносом поднимает актуальный вопрос о том, что не всегда при установлении перечней рыболовных участков в нормативных правовых актах регионального уровня корректно определяется их целевое назначение, что, в свою очередь, не позволяет коренным народам осуществлять данный вид рыболовства на определённых территориях.
Действуя в интересах коренных малочисленных народов Приморского края, В.В. Андрейцев обращаясь к Уполномоченному по правам человека справедливо указал на постоянные ограничение прав КМН связанные с добычей водных биоресурсов. Такие ограничения прежде всего касаются численности сетей для промысла водных биоресурсов, определенных сроков проведения добычи, которые не всегда могут позволить представителям коренных малочисленных народов и их общинам освоить уже существующий объем квот водных биоресурсов и заготовить их на будущий год.
Конечно, далеко не все приморские общины в действительности работают, и причины тому самые разные: не удалось получить квоту на вылов рыбы или рыболовный участок, не сумели наладить производство, не прошли перерегистрацию, но чаще всего – это малые объёмы квот, не позволяющие работать с выгодой.
В Приморье это обычно 10-15 тонн, что обеспечивает внутренние потребности членов общины, но не даёт возможности для развития. Некоторые общины, приобретя квоты, продают их более крупным организациям, как правило, это квоты на ловлю морской рыбы, которую не все приморские общины могут добывать самостоятельно. В условиях безработицы среди населения КМН и отсутствия у большинства из них нормальных денежных доходов, продажа квот на добычу водных биологических ресурсов, является единственным источником доходов, чтобы свести концы с концами.
Переработка водных биоресурсов в приморских общинах в основном не производится, ей предпочитается заморозка в холодильном оборудовании которое либо является собственностью более крепких общин, либо арендуется ими у предприятий обрабатывающих продукцию рыбозаводов, частных компаний и других субъектов хозяйственной деятельности. Основная причина, из-за которой многие общины не в состоянии приобрести холодильное оборудование для хранения водных биоресурсов заключается, как правило, в не предоставлении для общин кредитов на льготных условиях, а также в слабой материально-технической базе.
Также по настоящее время не разрешены проблемы сбыта продукции традиционной добычи водных биоресурсов. Централизованной системы закупки продукции традиционного хозяйства государством не создано. Общины или другие представители КМН, в этом случае как правило предпочитают находить обходные пути идущие вразрез с законодательством, продавая водные биоресурсы по бросовым ценам предпринимателям и частным фирмам. Большая часть общин, не имеет сертифицированного оборудования, а соответственно, и права самостоятельно реализовать свою продукцию, вынуждена отдавать добытые биоресурсы промышленным предприятиям, теряя при этом до 65% их стоимости, либо менять их по бартеру на продукты и товары.
После введения подачи заявок на добычу водных биоресурсов, каждый представитель КМН должен отправить заявку на получение квоты, а порой и несколько заявок, число которых может доходить от 10 и более тысяч, на рассмотрение которых чиновниками, уходит немалое количество времени. Следовательно, многие заявки для КМН не удовлетворяются по весьма формальным причинам (неверное заполнение, несвоевременная подача и т.д.). В итоге права на добычу водных биоресурсов теряют многие коренные жители, которые вынуждены добывать их браконьерским путем.
В заключение напрашивается вывод о существовании многих пока еще не разрешенных проблемах связанных с законодательным регулированием права на добычу водных биоресурсов коренными малочисленными народами Приморского края.
Решение проблемы видится в законодательном изменении отечественной нормативно-правовой базы касающейся сферы добычи водных биоресурсов КМН. Должны быть внятно прописаны вопросы национальной принадлежности местного коренного этноса, вопросы своевременного предоставления для данной категории квот, льготных кредитов, рыболовных участков и других преференций. На наш взгляд, законодательство федерального уровня должно отражать только основные концепции в области добычи водных биологических ресурсов коренными малочисленными народами. Основная же законодательная база, регулирующая добычу водных биоресурсов в Приморском крае, должна разрабатываться в регионе при непосредственном участии представителей КМН, так как, на местах люди более осведомлены о насущных проблемах в данной сфере.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: