Почему средневековые художники рисовали кроликов-убийц на полях своих рукописей
Пролистайте достаточное количество рукописей 13-го и 14-го веков, и вы, вероятно, наткнетесь на поразительное изображение на полях: группа кроликов жарит охотников на костре и варит своих собак. Она называлась «Месть кроликов» и была довольно популярна среди средневековых текстов.
Сегодня кроликов чаще всего изображают через их более мягкую сторону. Люди склонны подчеркивать их привлекательность или рассматривать их как символы, предвещающие приход весны. Конечно, легко забыть, что у кроликов тоже есть склонность к деструктивным действиям, что может подтвердить любой, чьи садовые растения были съедены лепоридами. Но даже эта хищная черта меркнет по сравнению с тем, как они часто изображались в средневековых рукописях.

Кролики на полях и иллюминированные буквы этих текстов (которые были полностью сделаны и проиллюстрированы вручную до изобретения печатного станка в середине 15 века) отнюдь не милы и очаровательны, но часто изображаются вооруженными мечами, топорами и луками. И стрелы, когда они сражаются — а иногда и убивают — тех, кто часто охотился на них.
Эти виды средневековых изображений на полях, известные как шутки, характеризовались диковинными сценами, которые часто переворачивали динамику реального мира. В Средние века люди любили изображать сценарии на иллюстрациях противоположными тому, какими они были на самом деле. Это породило выражение «мир перевернулся» применительно к культуре этой эпохи.
В этих манускриптах кролики, которые традиционно считались робкими и нежными — и на которых часто охотились люди и их собаки, — вместо этого сами становятся жестокими убийцами.

Идея перевернутого мира привлекала художников, потому что давала им возможность безопасно восстать, хотя бы в небольшом масштабе, против сурового неравенства феодальных систем их эпохи. Каракули также были способом развлечь людей в условиях угнетающего характера общества того времени.
Этот интерес в средневековые времена также находил выражение в таких событиях, как праздники беспорядков, буйные вечеринки, на которых с рабочими временно обращались как с королями, а с лордами — как с простолюдинами. Эти события не стремились серьезно бросить вызов социальной иерархии, а вместо этого действовали как своего рода эскапизм как для людей, находящихся у власти, так и для бессильных. Таким образом, визуальную идею кроликов, убивающих тех, кто обычно их травил, можно рассматривать как метафору смены ролей; форма анархизма в миниатюре.
Поэтому каждую Пасху, когда мы сталкиваемся с изображениями мягкого и дружелюбного пасхального кролика, раздающего угощения и безделушки, давайте помнить, что это воплощение — лишь один из многих способов, которыми кролики изображались на протяжении всей истории.