«Адмирал Нахимов» — русский «титаник». Трагедия, где есть место ошибкам, стечениям обстоятельств и мистике
Сегодня исполнилось 110 лет со дня гибели крупнейшего пассажирского лайнера того времени. Об этой трагедии знает практически каждый житель нашей страны, но далеко не все знают о произошедшей трагедии в Цемесской бухте под Новороссийском, на глазах у тысяч людей, 31 августа 1986 года.
Возможно, что этой чудовищной истории было бы уделено больше внимания, но умы людей были прикованы к трагедии в Чернобыле, произошедшей в этом же году, за несколько месяцев до гибели круизного парохода «Адмирал Нахимов».
В момент трагедии на борту парохода находилось 1243 человека, 897 из них — пассажиры. «Адмирал Нахимов» совершал круиз по маршруту Одесса–Ялта–Новороссийск–Сочи–Батуми–Одесса.
После выхода из порта Новороссийска, всего в 4-х км от берега, «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васёв». И, если «Титаник» затонул через 2,5 часа после столкновения с айсбергом, то «Адмирал Нахимов» затонул через 8 минут. Всего погибли 423 человека — по официальной версии, но на самом деле погибли около 500 человек, 23 из них — дети, которые были закрыты в каютах, пока взрослые веселились на верхней палубе. 65 тел утонувших людей так и покоятся на дне Цемесской бухты вместе с самим пароходом.
Прежде чем, рассказывать о странных и необъяснимых фактах крушения круизного парохода, стоит рассказать о человеческих факторах, которые способствовали этой трагедии:
1. Пароход «Адмирал Нахимов» — это старый, на тот момент разменявший седьмой десяток, корабль. В скором времени он должен был быть списанным, а до этого момента ходил по внутренним круизным маршрутам. «Адмирал Нахимов» превратился в «штрафной батальон» — туда отправляли провинившихся и тех, кто, по каким-либо причинам, не был допущен до работы на заграничных линиях. Эти факты способствовали тому, что команда парохода была недостаточно сработавшаяся и дисциплина на корабле откровенно хромала.
2. Капитан сухогруза «Петр Васёв», Виктор Ткаченко, прослыл лихачём и любителем техники — он вел сухогруз исключительно по приборам, которые давали показания с некоторой задержкой и неточностью — советский прибор для измерения скорости судна не сопрягался с японским прибором САРП. К тому же Ткаченко стремился прибыть в порт Новороссийска до полуночи, что дало бы ему определенный процент перевыполнения социалистических обязательств. В итоге, в 23.12 сухогруз «Петр Васёв» на скорости 5,4 узла почти под прямым углом ударил «Адмирала Нахимова» в правый борт.
Уже позднее специалисты подсчитают, что обоим кораблям не хватило всего шесть секунд для того, чтобы разойтись.
3. Пароход «Адмирал Нахимов» во время выхода из порта задержался на 10 минут, чтобы взять на борт догнавшего его на катере начальника Управления КГБ А. Крикунова с семьей. И генерал, и его семья погибли при катастрофе, всего лишь через час после посадки на пароход. Но задержка «Адмирала Нахимова» при отправлении сыграла свою маленькую роль в череде страшных событий — путь круизного лайнера пересекся с сухогрузом «Петр Васёв», который направлялся в порт.
4. По правилу 15 МППСС–72 «Адмирал Нахимов» должен был уступить дорогу сухогрузу, но капитан парохода, Вадим Марков, с помощью диспетчера договорился с Виктором Ткаченко, капитаном сухогруза, что последний пропустит круизный пароход, это было нарушение морских правил и первой причиной нескольких сотен смертей.
5. Через час после выхода парохода из порта, в 23.00, капитан «Адмирала Нахимова» покинул мостик, это было нарушением, и доверил управление второму помощнику Александру Чудновскому, тоже опытному моряку. Обнаружив, что судна идут на опасное сближение, второй помощник капитана запаниковал и сделал несколько фатальных ошибок. «Адмирал Нахимов» должен был двигаться курсом 160 градусов, запаниковав Чудновский изменил курс до 140 градусов — если бы Чудновский не изменил курс, столкновения бы не произошло. Благодаря его неверным действиям после столкновения «Адмирал Нахимов» продолжал двигаться вперед, разворачивая сухогруз и увеличивая размер пробоины, которая в итоге составила 80 квадратных метров.
Это короткое изложение событий и официальных версий трагедии, но есть во всей этой истории зловещие факты.
Первый и самый необъяснимый факт заключается в трагической судьбе самого Павла Степановича Нахимова и названных в его честь кораблей. Адмирал П.С. Нахимов погиб при обороне Севастополя в 1855 году, с тех пор все корабли названные в его честь, так или иначе погибали:
- Большой грузовой пароход «Нахимов» — затонул у берегов Турции в 1897 году. Погиб весь экипаж.
- Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был затоплен экипажем во время Цусимской битвы с японским флотом в 1905 году.
- Крейсер «Адмирал Нахимов», позднее переименованный в «Червона Украина» был потоплен в Севастопольской бухте немецкой авиацией в 1941 году. «Адмирал Нахимов» или «Червона Украина» был единственным советским крейсером, потопленным немцами.
- В 1950 году вошел в строй новый крейсер «Адмирал Нахимов», его использовали для испытания глубинной атомной бомбы. Бомба взорвалась под днищем корабля и крейсер начал «светиться» в результате сильного радиоактивного заражения. Считается, что в 1960 году корабль был отправлен на переплавку. Есть версия, что в 1961 его расстрелял противокорабельными ракетами эсминец «Прозорливый» в качестве учебной мишени.
- Научно-исследовательское судно «Адмирал Нахимов» во время шторма обледенело и затонуло в Цемесской бухте. Часть экипажа корабля погибла.
- Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов», построенный в 1970 году, при реформе ВМФ был списан и отправлен на металлолом. На момент списания корабль был абсолютно боеспособным.
- В 1986 году перестали существовать сразу два корабля «Адмирал Нахимов»: в феврале — БПК «Адмирал Нахимов», следуя в район полигона боевой подготовки, столкнулся с атомной подводной лодкой и с трудом добрался до базы. В августе 1986 года — круизный пароход «Адмирал Нахимов», затонул в Цемесской бухте.
- Буксир «Адмирал Нахимов» в декабре 2003 года, по неизвестной причине, перевернулся и затонул в Азовском море.
- На сегодня существует только один корабль с именем «Адмирал Нахимов» — тяжелый атомный ракетный крейсер. С 1999 года он находится на ремонте и модернизации, его возвращение на боевую службу намечено на конец 2023 года.
Вот такая трагическая и мистическая история у кораблей, названных именем адмирала Нахимова. Считается, что П.С. Нахимов, в свое время, находясь в состоянии душевного надрыва, просил не давать его имя кораблям.
Если мы вернемся к трагедии в Цемесской бухте, то есть еще одна версия произошедшего: четвертый угол Бермудского треугольника находится в Цемесской бухте Новороссийска. И то, что прибор на борту сухогруза показал неверное расстояние до круизного лайнера, можно объяснить гравитационной аномалией.
Существует еще несколько версий, слухов и необъяснимых фактов, но суть остается сутью — произошла трагедия, унесшая жизни людей по нелепому стечению обстоятельств.
Сегодня «Адмирал Нахимов», вместе с 65-ю пассажирами и членами экипажа, покоится на дне Цемесской бухты на глубине 47 метров и корабли по сей день обходят это место стороной.
В 1997 году на мысе Дооб, в селе Кабардинка, был построен мемориал. Внутри мемориала прикреплены 24 плиты с именами всех погибших (официально признанных погибшими), а часы мемориала показывают время гибели парохода «Адмирал Нахимов». Для части людей время навсегда остановилось в 23:20.

Страшная трагедия...