Баринов Филипп
Баринов ФилиппПодписчиков: 3071
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг264.2к

Кто ты? А кто еще?

20 просмотров
3 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Кто ты? А кто еще?

Я разочарован собой. Временами меня переполняет гордость. Я могу быть в ярости. Я могу себя жалеть. Я склонен быть нежным и заботливым. Я предан другим. Я эгоистичен. И сосредоточилась на себе. Я иногда забочусь. Но я иногда и ухаживаю за кем-то. Я в восторге. И безнадежно. Я повар. Бухгалтер. Я эксперт. Я мирянин. Я не знаю. Я знаю. Иногда у меня есть подробный план. И иногда я не знаю, что делать дальше. Я творческий. Но и совершенно лишенный творчества. Я могу быть трудолюбивым. И ленивый. Я любитель велосипедного спорта. Иногда я боюсь. Бывает и так, что меня переполняет мужество (иногда бывает одновременно). Я то быстрый, то медленный. Сильный и слабый. Иногда я слышу свои эмоции. Иногда я слышу потребности тела. Но иногда я слышу только собственные мысли. И каждая из этих историй может иметь совершенно разное значение.

Вот и все обо мне. Это и многое, многое другое. (Иногда я хорошо осознаю и чувствую собственную сложность. А иногда полностью ее теряю и упрямо смотрю на один элемент, как будто все остальное не существует.)

И кто ты? А кто еще? А кто еще?

Наша человеческая сложность есть нечто совершенно естественное: мы играем разные роли, у нас разные компетенции и ресурсы, у нас разные мотивации и желания, мы испытываем множество эмоций (иногда амбивалентных), мыслей (иногда противоречащих друг другу), у нас разные потребности. Внутренняя полифония кажется очень обычной. Мы слышим много частей, например нормальную часть, эмоциональную часть, вовлечённую часть, а также часть, которая говорит «давай, отдохни». У нас есть внутренние помощники и саботажники (которые обычно являются замаскированными помощниками). Хранители и палачи. Наша сложность подчеркивается различными терапевтическими подходами.

Ближайший мне нарративный подход предполагает, что на протяжении всей жизни мы создаем разные истории о себе и таким образом постоянно реконструируется наша идентичность. Этот процесс на самом деле не заканчивается. Истории могут быть полными и богатыми (когда мы включаем большую часть того, что знаем о себе), но они также могут быть бедными (когда мы включаем лишь малую часть того, что с нами происходит и что мы знаем о себе). Я немного написал об этом в этом тексте.

Внутренняя семейная система ищет наши внутренние части: охранников, менеджеров и травмированные части. Подробнее об этом подходе можно прочитать здесь.

Терапия принятия и приверженности также освобождает место для нашей сложности. Переедание собственной части (убеждения, мысли, эмоции) ДЕЙСТВИЯ называется чрезмерным прилипанием к содержанию своих переживаний («я как содержание» вместо освобождающего взгляда на себя «как на контекст»). Тогда вам нужен обратный процесс — увидеть себя в более широком контексте и помнить, что это одна из многих частей, а не единственная и определяющая.

Поливагальная теория, которая не является терапевтическим направлением, но ее полезность для терапии неоценима. Теория объясняет разнообразие наших реакций на угрозу. Используя метафору частей, мы можем сказать, что у нас есть часть, которая ищет безопасности в отношениях с другими людьми, часть, которая борется или убегает, и часть, которая заставляет нас замереть и замереть. Совсем недавно я написал большой текст по поливагальной теории.

И несколько слов о травме. В контексте травмы с нашей природной сложностью происходят особые вещи. Травматические переживания, слишком большие и пугающие, чтобы мы могли их обработать и интегрировать, перегружают нашу нервную систему. Тогда наша сложность может погрузиться в хаос и сильно обременить нас (даже если травматическое событие произошло давно): прошлое может вторгнуться в настоящее, один раздражитель может повлечь за собой серию мыслей, эмоций, действий или ощущений, которые трудно уловить. Контроль. Следовательно, в терапии травм нам необходимо заново интегрировать, перестроить нашу сложность, узнать ее и, в некотором смысле, научиться ее контролировать. Это означает, с одной стороны, объединение различных элементов опыта. Именно об этом говорит модель SIBAM, предложенная Питером Левином. Согласно модели, полная память опыта включает следующие элементы: ощущение, аффект, образ, поведение и значение. Я писал об этомв этом тексте. С другой стороны, речь идет не только о сборе воспоминаний, но и о том, чтобы перенести эти тяжелые переживания в прошлое. Все это для того, чтобы они не заслоняли остальных, а были одними из многих и позволяли нам переживать настоящее и развивать другие, красивые и добрые истории о себе.

А также моя любимая системная терапия, которая, как мне кажется, объединяет и обобщает другие подходы. Системисты (верные принципу самопоэзии) исходят из того, что если какая-то часть (убеждение, схема реакции, эмоция или мысль) была создана, значит, она есть или была крайне нужна (даже если сейчас она другая). У Стивена Поргеса, вероятно, было бы похожее мнение: государство, которое в настоящее время сильно ограничивает нас, вероятно, спасло нас в свое время и имело большой смысл.

Почему важно озвучивать собственную сложность и принимать ее?

Нам это не очень нравится, потому что иногда: а) влечет за собой тревогу, неуверенность, неясность и б) также означает принятие этих собственных частей, мы не хотим принимать и считать их своими, потому что нам стыдно/боимся/ не нравятся они... (например, те, которые напоминают нам о тяжелых переживаниях).

Но, в то же время, чем больше у нас согласия на сложность (свою собственную, но и других людей и мира):

-чем более мы креативны и открыты новому

-тем больше у нас шансов расцвести и полностью стать собой

-тем лучше у нас есть доступ ко всем нашим ресурсам

-тем лучше мы адаптируемся к изменяющейся среде и тем более мы гибки

-чем легче построить хорошие отношения

-тем лучше наше психическое здоровье.

Например, принятие собственной сложности помогает вам справиться с потерей. Джек Бауэр и Джордж Бонанно нашли в своем исследовании «оптимальную точку того, как мы воспринимаем себя». Они заявили, что «лучшим предиктором психического здоровья является вера в то, что я хорош почти во всем, но иногда я паршив. Другими словами, некоторые негативные самооценки указывают на адаптацию, в то время как слишком низкая негативная самооценка (неплохо) или слишком высокая (очень плохо) мешает вам правильно адаптироваться».

Бывает и наоборот: чем меньше у тебя себя в себе, тем тяжелее. Верно, что отделение (диссоциация) отдельных частей есть ситуационно-приспособительный механизм, предохраняющий от соприкосновения со слишком большим и перегружающим. Лиза М. Шульман в своей красивой и мудрой книге «Мозг в трауре» писала о диссоциации, что «она создает внутренний датчик или фильтр, который определяет, когда мы готовы к болезненным воспоминаниям». Однако в конечном счете, если мы будем настойчиво отказываться от контакта с болезненным, давайте постепенно отключимся от того, что живо внутри нас, и останемся оцепенелыми.

Терапия как поиск целостности

«Вам нужен (…) кто-то, кто будет хранителем вашей целостности» — это слова Бесселя ван дер Колка («Воплощенный страх»), которые я принял близко к сердцу. По их словам, я стараюсь быть терапевтом, охраняющим вашу полноту (у меня даже есть мнемонический патент, который напоминает мне об этом, но об этом чуть позже), чтобы вы сами могли ее охранять.

Когда ты рассказываешь мне о себе, какой бы ни была история, я всегда спрашиваю себя: кто ты еще? Какие части вас мы должны открыть вместе, увидеть яснее, назвать вас? Каких ресурсов, эмоций, трудностей, историй вы не видите в себе? И как получилось, что эти детали ускользнули от вашего внимания?

Иногда вы настолько одержимы одной из своих частей (люди ACT говорили бы о видении себя через содержание своего опыта, нарратив — о плохой истории), что теряете все остальное. Наиболее бросаются в глаза собственные тяжелые переживания, дефициты или рассказы о себе как о слабом, некомпетентном, а также диагнозы (психиатрические и не только). В таких ситуациях мы начинаем искать (пока) невидимый покой: ресурсы, способности, навыки преодоления трудностей, страсть, компетентность. И никогда не случалось, чтобы мы возвращались из этих поисков с пустыми руками.

Бывает и так, что вы хотите видеть в себе только свои сильные стороны, компетенции и силу. Потом мы говорим о ваших усилиях и усталости и ищем исключения, в которых вы позволили о себе позаботиться, вы просили о помощи, или вы просто «не знали» или «вы не знали», и все же вы выжили и, может быть, ты даже расцвел.

Бывает и так, что вы изо всех сил стараетесь не видеть в себе то, что вам не нравится, что причиняет вам боль, но эти части уже не могут быть скрыты и пытаются раскрыться (такое может быть, например, после травмирующих переживаний). , но не только). Затем осторожно подходим к этим частям, осматриваем их, но и от контакта с ними при необходимости уходим, а затем снова подходим. Немного похоже на танцы. Всегда нежно и осторожно.

Если мы встречались с офисом, то, может быть, мы персонифицировали ваши внутренние части (животные Россмана как лучшее лечебное подспорье!) и вступали с ними в диалог, а может быть, мы просто предлагали стул для каждой из ваших частей, чтобы она могла сидеть назад с комфортом и дать вам все, что у нее было.

У меня также есть две метафоры для этого. Первая — это метафора луны, которая всегда полна, даже если с нашей точки зрения мы можем видеть только крошечную ее часть. Изображение, которое вы видите над текстом, является иллюстрацией этой метафоры. Она есть у меня в кабинете (это патент;)) и благодаря ей я могу быть уверена, что во время своих ежедневных терапевтических бесед буду помнить, что вы намного сложнее, разнообразнее и богаче, чем вы можете себе представить на первый взгляд. Вам или мне, и чем любой диагноз или теория могут соответствовать.

Вторая метафора — затвор. Так же, как камера способна запечатлеть и записать только один-единственный момент, я могу увидеть только одну часть вас за раз. Я стараюсь помнить, что узнать тебя могу только по снимкам, которые обычно сильно отличаются друг от друга, и между ними происходит очень многое.

Что вы можете сделать сегодня?

И, наконец, задание. Спросите себя в начале текста: «Кто я?» и постарайтесь максимально полно на них ответить. Лучше всего записывать свои ответы на листе бумаги. Не останавливайтесь на первых трех или пяти пришедших ответах, а ищите двадцать, тридцать или больше. В ответах укажите роли, которые вы играете, а также свои навыки, любимые занятия, увлечения и способы справиться с ситуацией. Даже если вы имеете с ними контакт или испытываете их только иногда. Сохраните этот список. Вы также можете расширить его. И если вы когда-нибудь обнаружите, что смотрите на часть себя / снимок, вернитесь к списку и напомните себе, что вы намного сложнее!

Будьте добры к себе. Слияние/слияние с отдельными частями себя неизбежно. Просто обратите внимание, когда это произойдет.

Ах, и еще одно! Запомните слово «иногда». Я очень ценю его разлагающую силу. «Иногда» позволяет не зацикливаться на одном-единственном рассказе о себе. Высказывания «я не справлюсь», «я нетерпелив», «я самый умный» звучат совсем по-другому, если мы добавим «иногда» в начале.

1 комментарий
Понравилась публикация?
12 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Ящерицын
Подписчиков 198
04.02.2024, 13:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг154.9к
Подробнее
Неинтересно
00:31
Поделитесь этим видео
0
0
Инна Сергеевна
Подписчиков 3
27.01.2023, 21:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг240
В воскресенье, 29 января 2023 года, сеть Биткойн зафиксирует еще одно значительное увеличение сложности,...
Подробнее
Неинтересно
0
0