Ведение бизнеса с Россией: для крупных международных брендов это не всегда черно-белое решение
В первый месяц западных санкций против России тысячи предприятий прекратили свою деятельность в стране либо как прямое следствие, либо потому, что общественность — их клиенты — не хотели видеть, как они зарабатывают деньги, в то время как российские войска продолжают вторжение в Украину. .
Многие компании смогли просто прекратить торговлю; другие поспешили избавиться от своих интересов в России, продав магазины, гостиницы и фабрики; в то время как некоторым пришлось сократить свои потери и уйти.
«Компании оказываются в затруднительном положении, когда у них большой объем производства в России, — говорит Петер Габриэльссон, профессор международного маркетинга Университета Вааса в Финляндии.
«Вы не можете просто внезапно остановить производство, и если вы покинете страну, на которую указала Россия, они конфискуют фирму и находящиеся там объекты, поэтому остановить операцию действительно непросто», — сказал он Euronews.
А как насчет именитых брендов, одних из самых узнаваемых в Европе, которые продолжают работать в России? Почему они не прекратили свою деятельность?
Ситуация не всегда черно-белая.
Профессор Габриэльссон сообщил Euronews, что существуют «большие риски» для компаний, которые решат не уходить с российского рынка или слишком долго принимают решение.
«У этих хорошо известных признанных мировых брендов есть проблема, заключающаяся в том, что потребители принимают свои собственные решения. И если им не нравится то, что делает бренд, они перестанут покупать, поэтому наверняка существует большой риск, связанный с брендом». он говорит.
Рено
На этой неделе президент Украины Владимир Зеленский специально назвал несколько французских компаний, в том числе Renault, которые все еще управляли своим заводом в Москве, который оставался открытым, в то время как другие бренды, такие как Volkswagen, уже приостановили свой бизнес в России.
Ранее в марте Зеленский также призвал продовольственные компании Nestlé и Mondelez, производителей потребительских товаров Unilever и Johnson & Johnson, европейские банки Raiffeisen и Societe General, гигантов электроники Samsung и LG, производителя химикатов BASF и фармацевтических компаний Bayer и Sanofi, заявив, что они и «десятки других компаний» на тот момент не ушли с российского рынка.
Некоторые из этих компаний, например Samsung, с тех пор приостановили свою деятельность в России.
Публичное осуждение Зеленским французского автомобильного гиганта имело почти немедленный эффект, поскольку Renault объявила о прекращении производства там и пересмотре своей доли в компании «АвтоВАЗ», которая производит автомобили Lada.
А причина задержки? На московском заводе Renault работают две тысячи человек, а на АвтоВАЗе — 45 тысяч. Французская компания намекает, что должна учитывать их интересы и действовать «ответственно».
Маркс и Спенсер
Британский ритейлер Marks and Spencer подвергся резкой критике со стороны британских политиков, потому что его 48 магазинов в России все еще открыты для работы.
В компании работает 1200 сотрудников, но на самом деле магазины имеют лицензию турецкой компании, которая управляет ими по соглашению о франшизе, поэтому, даже если M&S в Великобритании захочет закрыть магазины, они физически не смогут этого сделать.
Однако в начале марта компания уже приостановила поставки товаров M&S турецкому франчайзи, так что со временем запасы на полках российских магазинов сократятся. Между тем, чтобы продемонстрировать поддержку людям в Украине, Marks and Spencer увеличивает свою поддержку УВКБ ООН и ЮНИСЕФ в ответ на кризис с беженцами.
Сэндвич Subway AP
Смешанная картина для ресторанов быстрого питания
Другие западные бренды работают в России, поскольку франчайзинговые компании сталкиваются с теми же проблемами, что и Marks and Spencer, хотя это и зависит от франчайзингового соглашения.
Mcdonald's, например, владеет большей частью своих торговых точек в России, где работает 62 000 человек в более чем 800 точках. Ранее в этом месяце корпорация объявила, что временно закроет их все, но около 100 ресторанов Mcdonald's в России являются франчайзинговыми, поэтому они остаются открытыми.
Клиенты по-прежнему могут питаться примерно в 800 ресторанах Burger King по всей России, и это потому, что эти заведения работают по франшизе в партнерстве с местными российскими компаниями, и их сделка делает невозможным просто уйти в кратчайшие сроки, даже если они хотят - - и партнеры тоже отказались закрыться.
Материнская компания RBI заявляет, что пытается избавиться от Burger King в России, но это займет некоторое время. Тем временем они прекратили всякую поддержку российской операции.
«Хотели бы мы немедленно приостановить все операции Burger King в России? Да. Можем ли мы добиться приостановки операций сегодня? Нет», — говорится в заявлении президента RBI Дэвида Шира.
Сеть бутербродов Subway оказалась в такой же ситуации, поскольку все ее 450 торговых точек работают по франшизе, поэтому материнская компания не может их закрыть. Однако в заявлении Subway говорится, что любая прибыль России будет направлена на гуманитарную помощь украинским беженцам.
Нестле и Марс
Nestlé — еще один бренд, который подвергся критике за медлительность с закрытием операций в России.
На этой неделе базирующаяся в Швейцарии многонациональная компания по производству продуктов питания и напитков объявила, что прекратит большинство операций в России из-за вторжения на Украину, но продолжит продавать детское питание и больничное питание.
В компании также работает почти 6000 сотрудников в России. «Мы находимся в процессе поиска решений для наших сотрудников и наших заводов в России. Мы будем продолжать платить нашим людям».
Другие крупные европейские и американские компании, производящие потребительские товары, говорят, например, Nestlé, что они сокращают бизнес, чтобы сосредоточиться на товарах первой необходимости, но не полностью ушли из России.
Например, компания по производству конфет и кормов для домашних животных Mars, которая работает в России уже несколько десятилетий и имеет там около 6000 сотрудников и несколько заводов, недавно заявила, что приостановит новые инвестиции в страну, а также импорт и экспорт в Россию, а также приостановит рекламу. И социальные сети.
Но Mars продолжит продавать корма и корма для домашних животных, заявив, что играет «важную роль в кормлении россиян и домашних животных». Прибыль от российского бизнеса пойдет на гуманитарные нужды.