Как сказочная жизнь столкнулась с реальной действительностью
Краткое содержание :
Как бы не хотелось многим жить вне политики, в своём красивом интеллектуальном мире – когда-нибудь приходится опускаться с небес на землю. И тогда неизбежны разочарование, погружение в кошмар и ужас сегодняшних событий и, как следствие, обида и злость на всех правых и неправых.
Размышляю об этом, потому что недавно эта волна докатилась и до нас. Нет, мы-то никогда не жили в выдуманном мире.
Вальдорфская педагогика
Есть у нас знакомая, которая родилась в России, здесь её родители, родственники, но сама она уже очень много лет живёт в Матери городов русских. Страна эта стала ей родной, её увлекают фольклор, народное творчество. Сама как педагог нашла себя в Вальдорфской системе воспитания. Работает в этой области и так же воспитывает своих младших детей.
Вальдорфская педагогика, с моей точки зрения, довольно интересная, но и во многом спорная. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Цели – вполне вменяемые, ни один педагог с этим не поспорит. А вот пути, которыми предлагается идти к этим целям, заставляют насторожиться.
- Во-первых, и знакомая моя, и все её единомышленники отказались от телевизоров. В общем-то, в этом ничего особенного или криминального нет, тем более, что Интернетом, телефонами и прочими гаджетами они пользуются.
Во-вторых, у детей в вальдорфском детском саду, да и дома, нет игрушек в нашем понимании этого слова. Нет машинок, пистолетиков, кукольной посуды, конструкторов, мягких игрушек. А вместо этого есть досочки, палочки, щепочки, тряпочки. Это делается для того, чтобы ребёнок включал фантазию в играх. Брал деревянный брусочек и представлял себе, что это машинка или кораблик.
У девочек есть куклы, но это мягкие тряпичные игрушки, типа самодельных, и у них нет лиц или допускается намёк на глазки. Опять же для того, чтобы ребёнок проявлял фантазию и представлял у своей игрушки разные эмоции и роли.
Детей учат видеть и любить природу, знакомят с природными материалами. Сам процесс воспитания предполагает обязательное знакомство с различными работами с природными материалами, с народными промыслами – работа с деревом, на гончарном круге.
И конечно, всё это сопровождается фольклором, песнями, хороводами и прочим в этом роде.
Но кстати, если ребёнок по каким-то причинам вдруг будет переведён в обычную школу, то пойдёт он примерно на 2 класса ниже своих ровесников.
И получается, что и дети и взрослые, которые их обучают, живут в этаком сказочном мире, где царят единение с природой, всеобщая любовь, взаимопомощь, мир и покой.
Взрослые, дети, природа, фольклор – жизнь такая разноцветная, радостная и... иногда такая далёкая от действительности.
А вот как Википедия даёт определение такому воспитанию: "Альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера – антропософии".
И кстати, в той стране эта система довольно популярна. Сейчас я начала думать, может, это был способ этих людей спрятаться от того, что происходило у них в стране?
Вот так моя знакомая из Киева и жила это время с 2014 года. Кстати, муж, её, уроженец этой страны, причём с Западной её части, от политики как раз никуда и не прятался, а был очень даже активен в этом процессе. Понятно, с какой стороны. Во времена майдана они, как и многие тогда, сидели на чемоданах, но уезжать собирались не в Россию, где у жены были родственники, а хоть куда, но в Европу.
Говорим о чем угодно, кроме политики
В общении со знакомыми и родственниками из России сразу была договорённость – хоть о чём, только не о политике. До какого-то времени это срабатывало.
Но вот что странно. Всё это время она звала нас в гости летом.
Мы видим информацию, что на русском языке не дают говорить, – нет, пишет она нам, всё спокойно, приезжайте.
Мы видим факельные шествия по их столице – нет, всё хорошо у нас, спокойно.
Мы слышим о запрете въезда мужчин до 60 лет. Что вы, что вы, – разубеждает она нас, – бояться нечего.
Что это? Сейчас я думаю, что, может, это было просто нежелание знать, что творится в стране. Спряталась в своём волшебном мире самобытности и народности, как феечка. А что за куполом – нас не касается.
И вот купол рухнул. Давно уже не было вестей от них, на мои сообщения уже больше года она не отвечала, но я периодически заглядываю в социальные сети, чтобы просто удостовериться, что всё в порядке.
Вчера пост в социальной сети, которую остроумно переводят как Мордокнигу – с гневом, болью, злостью на всех родных в России. Вывезла на машине детей из города, едут в Европу, проклинают родных, которые «аморфно пытаются откупиться деньгами». Всё их рухнувшее эфемерное царство считает нас… понятно кем.
Ведь всё так хорошо было, мирно, волшебно – всё натуральное, экологичное, народное, настоящее. К чему это – то, что происходит сейчас? Какое дело им до того, что происходило 8 лет до этого? Ведь в их мире этого не было, их это не касалось!
Мне тоже горько и обидно, что нет возможности объяснить близким людям, что нельзя загораживаться от мира, от его боли и проблем.
Когда-нибудь этот мир всё равно постучится в твою дверь и заставит принимать решение.
Тяжело сейчас. Знаю, что пройдёт время и рассудит всех, расставит всё по своим местам. Пусть это звучит банально, но жизнь показывает, что так и будет. Надо просто уметь ждать. А уж этому мы научились.
Статья опубликована на моём канале в Паблико