На заре интернета: Реклама в Интернете или Как раскрутиться самостоятельно в 2004 году (часть 1/2)
16-17 лет назад мною был написан десяток статей о том, как неопытным юзерам найти свое место в этом неведомом месте по имени "Интернет", что там вообще делать и как быть. Да, 2003-2004 в мире интернет уже бурлил на полную катушку, а в России мы сидели на диалапе в большинстве своём и покупали "Жёлтые страницы Интернет". Вот о тех временах сегодня и пойдет речь. Тексты эти публиковались в печатных изданиях, а в самом интернете - никогда.
************
Реклама в Интернет или Как раскрутиться самостоятельно

Буквально лет семь назад Интернет в качестве среды для рекламы не рассматривался вообще, или рассматривался очень снисходительно. Да, многие тогда не верили в будущее Сети, но, как показало время, они ошибались. Сегодня Интернет предоставляет даже больше возможностей, чем любой другой рекламный носитель, а по стоимости – дешевле, чем все остальные, вместе взятые. Как известно, то, что не прорекламировано, то и не известно; следовательно нужно изыскать возможность сделать рекламу для ресурса с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью. Практика показывает, что ресурсы без рекламы остаются известны лишь ограниченному кругу пользователей – либо «своим», которые зашли на сайт по информации от его владельца, либо просто случайным людям. Но что делать, когда необходимо, чтобы о сайте узнало как можно больше народу?
Богатство возможностей порождает богатство воображения по раскрутке, но основные группы рекламных средств уже сформировались, поэтому можно будет их описать и конкретизировать.
1. Что в имени тебе моем?
Что сделает среднестатистический юзер, который хочет зайти на сайт известной компании? Естественно, первое, что придет ему в голову – созвучное имя для сайта. К сожалению, часто бывает так, что нужное имя уже занято; тогда в ход идут различные добавления букв и цифр. К примеру, логично было бы предположить, что сайт телекомпании ОРТ будет называться ort.ru, но в момент приобретения компанией доменного имени оное было уже занято, и сайт телекомпании стал называться ortv.ru. Вы лично догадались бы до этого? Я – нет. Поэтому лучше сразу перед созданием сайта позаботиться о том, что занять для него имя. Но если это имя будет в домене второго-третьего уровня (здесь не имеются ввиду бесплатные хостинги вроде narod.ru, boom.ru, da.ru и т.д.), постарайтесь сделать так, чтобы оно не совпало с именем какого-нибудь известного бренда – иначе это будет нарушением закона об авторским правах, а это уже чревато неприятными последствиями.
К примеру, пару лет назад в Великобритании был выигран судебный процесс компании Nokia против владельца сайта nokia.co.uk, которая хотела его занять. Суд доказал, что владелец данного сайта прекрасно знал о существовании этой компании, и, следовательно, незаконно присвоил себе ее торговую марку.
2. Спросите сами знаете у кого

Очень большую помощь в раскрутке сайта оказывают различные поисковые системы – Яндекс, Рамблер, Апорт и многие другие. Достаточно всего лишь упомянуть нужные ключевые слова в описании сайта и он будет автоматически включен в список найденных значений по этим словам. Но не нужно забывать про такой известный факт, как переизбыток нужных слов. К примеру, одно из самых распространенных ключевых слов «секс» содержится в сотнях тысячах (а то и миллионах) линках. У кого хватит терпения дойти до конца списка? Практика показывает, что немногие доходят даже до седьмой-восьмой страницы – после этого пользователи просто теряют терпение и переключаются на что-нибудь более интересное и достойное внимания. Другая крайность – второстепенные ключевые слова, которые обычно даже не приходят в голову. Список сайтов с такими словами будет очень невелик, но это не факт, что они будут использоваться для поиска.
3. А не возьмете ли рекламную листовочку? Ну пожалуйста
За спам у нас не карают, потому как нет соответствующей законодательной базы, но люди его особенно и не любят. Существует стабильный процент пользователей, которые хотя бы одним глазком смотрят на то, что содержится в спаме (если, конечно, он не был убит до этого антиспамовой защитой) – 1.8%. Вам это надо? Спам как один из видов надоедливой и раздражающей рекламы, вызывает прежде всего негативную реакцию и заранее создает вам отрицательную репутацию.
Но есть возможность и легальных почтовых рассылок – например, с помощью систем Subscribe.ru, Maillist.ru и многих других. К примеру, в таких рассылках вы можете сообщать об изменении сайта, выпускать собственный новостной бюллетень и много другое, что может повысить популярность вашего ресурса. Естественно, главное – чтобы такую рассылку было интересно читать.
4. Цветомузыка на экране
Уж сколько про баннеры было написано-перенаписано, но они живучи, как тараканы на кухне и даже принимают новые формы и обличья. Баннеры, пожалуй, самое эффективное (и – как следствие – самое надоедливое) средство рекламы. Баннерами перегружены страницы бесплатных сайтов, они вылезают во всплывающих окошках, прижились в почтовых рассылках (довольно удачный симбиоз, надо сказать) – в общем, действительно вездесущи, как тараканы. К тому же, они довольно-таки сильно нагружают трафик тем, кому это актуально. Баннеры бывают текстовые, графические и мультипликационные (технология Flash). Как правило, выбор конкретного типа баннера зависит от тематики вашего ресурса и того объема информации, который вы хотите донести до потенциальных посетителей. К примеру, если ваша цель – надпись «Классный сайт Васи Пупкина», то вовсе необязательно делать многокадровый баннер на флэш-технологии с этими словами, тут хватит и простого текстового.
С другой стороны, баннеры бывают неплохим способом продвижения нового продукта, так называемых adware. Суть их в том, что некая нужная программа для вас совершенно бесплатна, пока вы согласны терпеть баннерные модули в ее окне. Как только ваше терпение лопается, и вы понимаете, что нервы не стоят нескольких долларов – пожалуйста, вы платите их разработчику, который любезно вас избавит от этого мучения посредством нужного ключика.
5. Халява, сэр!
Регулярные рекламные акции – это довольно неплохой способ привлечения пользователей. Можно объявить лотерею или розыгрыш с символическими призами в виде компакт-дисков или ковриков для мышек. Мелочь вроде, а и выигравшим приятно, и вы особо не потратились, да еще и новых пользователей привлекли. Полезным в данном случае бывает и сотрудничество нескольких порталов, к примеру, сайта знакомств и службы по продаже билетов в кинотеатры – победившие в конкурсе красоты или «любви с первого взгляда» награждаются возможностью участия в розыгрыше двух билетов в кино.
В этот пункт еще могут быть отнесены различные «презентации» сайта, вроде открытия нового раздела, о которых можно объявлять заранее там, где вы сочтете нужным и где у данного объявления может быть максимальная отдача. Здесь же можно упомянуть основную ошибку в создании новых сайтов – чем меньше будет разделов «under construction», тем лучше. Гораздо эффективнее потом будет просто «презентовать» новый раздел как отражение развития сайта.
6. Ты мне – я тебе!
Возможно, есть и другие ресурсы с вашей тематикой? Да и просто сайты ваших друзей? В таком случае, можно договориться о взаимном обмене линками – вы помещаете на свой сайт ссылку на дружественный вашему, а тот поступает аналогично. Формы обмена линками могут быть совершенно разными – баннеры всех размеров, цветов и национальностей, а также просто текстовая строчка с рекламой. Этот вид саморекламы очень широко распространен из-за его бесплатности – ничего не теряете, а приобретаете дополнительных пользователей, а может даже и новых друзей.
7. А у вас есть что-нибудь вкусненькое?
Будет очень неплохо, если раз зашедший к вам юзер захочет зайти к вам снова, правильно? Если вас совершенно не прельщает возможность помещать ежедневный ньюс-блок, можно сделать раздел «виртуальных подарков» - к примеру, какие-нибудь новые эксклюзивные обои для рабочего стола, или выкладывать интересные композиции в формате mid, новые рассказы, анекдоты – в общем, что угодно, лишь бы это было интересно не только вам, завлекательно и запоминалось. Здесь главное опять же не переборщить – лучше меньше, да лучше.
(окончание следует, если понравится)))