Малёжина Дарья Олеговна
Малёжина Д.О. Подписчиков: 3283
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.5М

Теория речевых жанров в подходах разных авторов

14 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Современная теория речевых жанров (ТРЖ) относится к числу наиболее актуальных и важных направлений дискурсивной лингвистики. Происхождение ТРЖ ознаменовала целая череда значительных достижений, связанных с уяснением функционирования языка и речевой системности. Данная теория оказывает влияние на многие соседние дисциплины, применяющие её аспекты для решения общих для всех дисциплин лингвистики задач: осмысление строя и восприятия естественной человеческой речи в разнообразных конфигурациях, сферах, регистрах.

Существует несколько российских центров, где с успехом описываются и систематизируются речевые жанры (РЖ), а кроме того разрабатывается особый метаязык для их трактовки.

Известный языковед М.М. Бахтин стал первооткрывателем «коммуникативного» изучения РЖ. Он считал, что коммуникативная природа жанра непосредственно вытекает из самого определения РЖ.

В построении типологии речевых жанров авторы-языковеды придерживались разных взглядов. Многие классификации соответствующего дискурса связаны с дальнейшим выделением и дифференцированным усвоением жанров. Проведя сравнительный анализ информативной и фатической речи, Т.Г. Винокур, которая внесла существенный вклад в типологизацию фатических жанров, не освещала отдельные информативные и фатические речевые жанры. Эту задачу взяли на себя её последователи, выделив персональный дискурс. Так, В.И. Карасик говорил об оппозиции бытовых и бытийных типов персонального дискурса.

А. Вежбицкая вместе с теми, кто продолжил развивать её концепцию, на сегодняшний день является единственным исследователем, которого можно противопоставить Бахтину. Она сблизила уже сложившуюся концепцию РЖ с теорией речевых актов. Согласно А.Вежбицкой, востребованность теории речевых актов сопряжена с признанием существования устоявшейся системы речевых актов. Исследование Вежбицкой были отмечены поиском базовой единицы, которая в формальном и содержательном отношении превосходит предложение или речевой акт. Этот поиск осуществлялся ей на стыке различных наук о языке.

С 80-х годов концепция речевых жанров была востребована в функциональной стилистике, начало которой как науке было положено В.В. Виноградовым.

Лингвисты, разносторонне изучавшие разговорную речь, наряду с социолингвистами и психолингвистами придерживались подхода, согласно которому описывались конкретные черты организации речи с позиции жанров. В данном случае концепция РЖ является довольно размытой. Этот подход опирается, прежде всего, на так называемое диалогическое единство.

Диалогическое единство (ДЕ), по Н.Ю. Шведовой представляет собой сочетание реплики-стимула и реплики-реакции «по определённым правилам синтаксической зависимости».

Отечественные исследователи РЖ уделяли особое внимание коллоквиалистике. Они искали в разговорном стиле системные особенности, как, например, в Саратовском университете. В соответствии с концепцией О.Б. Сиротининой, разговорная речь – менее жёсткая система, чем система языка.

Н.Н. Гастева в своей кандидатской диссертации, посвящённой диалогическим единствам, доказывает, что кроме собственно языковых аспектов связности, составляющих основу вопросного единства, в разговорной речи имеются немаловажные диалогические единства, соотношение реплик в которых обуславливается коммуникативно-прагматическими факторами.

Многие лингвисты исследовали цельность текста, которая обеспечивалась использованием «вертикальных» текстосопровождающих моделей.

Исследование И.Г. Сибиряковой касается тематической организации текстов разговорного жанра с использованием модели вертикального типа. Это становится возможным за счёт выделения не только тематической, но и гипертематической структуры текста. Гипертемы являются классами более высокого порядка, чем конкретные темы.

Сложно найти область человеческой жизни, к которой бы не относились речевые жанры. Передача, хранение и получение информации, духовная и материальная культура, базовые жизненные ценности, внутренний мир человека в целом, включающий в себя мышление, эмоции, многообразная общественная структура, художественное эстетическое творчество – это лишь часть возможных аспектов.

Есть много нерешённых вопросов, и их количество неуклонно растёт. Причина кроется в развитии других наук, являющихся смежными, и взаимодействием теории речевых жанров с ними. Так или иначе, жанры существуют и изучены поверхностно.

Речевые жанры сложны, потому что являются гораздо менее явственными и чёткими, чем языковые единицы и нормы. Они близки к косвенным коммуникативным единицам, где осмысление высказывания требует дополнительных стараний со стороны адресата с точки зрения интерпретации. В связи с тем, что лингвистика конца ХХ в. пошла по пути системно-структурной терминологии, описать их адекватно не представляется возможным.

Пока ещё не установлены механизмы, помогающие носителю языка не теряться в безгранично многообразных ситуациях общения, правильно понимать содержательные позиции собеседников, если отдельные реплики с точки зрения языковой формы не являются сходными с теми, с которыми ему приходилось сталкиваться в своей речевой практике. Не разрешена принципиальная для лингвистов проблема соотношения речевых жанров и языка. Нередко заявляемая учёными идея «ключевых» слов, опорных реплик или типических интенций не может эффективно применяться во многих случаях, поскольку известные заранее «ключевые» конструкции и речевые фигуры могут вообще не встречаться в речевом общении.

Существуют коммуникативные смыслы, недоступные для полного исчисления. Нередко в ходе системно-структурного лингвистического анализа они ускользают. Помимо маргинальных компонентов семантики и дополнительных коннотаций это могут быть и принципиально важные в процессе общения смыслы. Зачастую адекватная интерпретация коммуникации является невозможной без учёта эстетической значимости речи.

Исследователь, задавшийся целью проанализировать художественные тексты с учётом идей жанроведения, установить и систематизировать общие особенности их речежанровой организации, сможет добиться любопытных и несамоочевидных результатов.

Стоит заметить, что в современной лингвистике художественной речи использование коммуникативных идей не является распространённым явлением. Хотя ещё А.А. Потебня отмечал аналогию между художественным текстом и образом слова, методы дискурсионного анализа лишь относительно недавно стали использоваться в исследованиях по художественной коммуникации.

По своей природе РЖ близки языку: как и язык, они упорядочивают речь и коммуникацию при помощи механизмов, имеющих характер образцов, моделей и схем. Речевые жанры служат организации человеческого взаимодействия. В этом смысле первостепенной является сущностная связь речевых жанров с коммуникационными явлениями.

Жанры как носители стандартных знаний лежат в основе речевой системности, которая в высокой степени автономна по отношению к языковой.

Лингвистика накопила большой пласт знаний о языке и речи. Разумеется, центральным объектом лингвистики является язык. Таким образом, прямая коммуникация, источником системного объединения которой выступает язык, трактуется как основная разновидность коммуникации. Но коммуникацию допустимо расценивать и как явление, в котором этим источником является не сам язык, а речевые жанры. Подобный подход позволяет гибко определять адекватность значения и смысла.

Следующим этапом в исследовании речевых жанров должно быть определение механизмов интерпретации типов в различных сферах общения, понимание которых предполагает нечто большее, чем знание языковых правил и жёстких невербальных систем коммуникации.

Таким образом, жанроведческие исследования являются для современной лингвистики актуальными.

https://www.studmed.ru/view/dementev-vv-teoriya-rechevyh-zhanrov_f7fa07d411c.html

Понравилась публикация?
14 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Вынь кашу изо рта! Или, как сделать вашу речь яркой и выразительной

"Не мямли", "вынь кашу изо рта"и прочие подобные выражения призывают оппонента говорить чётче И, хотя бы раз в жизни, каждый из нас слышал подобные фразы. Чаще всего мы сталкиваемся с ними в детстве,...
00:24
Поделитесь этим видео

Вольные (домашние) школы

Славяно-Русская чаромуть (буква "И", "К" ) перевод отдельных слов «Наши крестьяне сочувствуют распространению грамотности между своими ребятами и не только охотно отдают в поселянское училище,...

Вольные школы грамоты

Славяно-Русская чаромуть (буква "Е", "Ж", ) перевод отдельных слов Широкое развитие получили так называемые школы грамоты, возникшие задолго до реформы 1864 года.

Крестьянские инициативы о вольных школах

Славяно-Русская чаромуть (буква "Д") перевод отдельных слов В отчете Орловского губернатора за 1894 год отмечалось, что крестьяне заботились об улучшении существовавших и о постройке новых школьных помещений.

Открытие вольных школ

Славяно-Русская чаромуть (буква "Г") перевод отдельных слов Организация и строительство

Вольные школы

Славяно-Русская чаромуть (буква "В") перевод отдельных слов Инициатива открытия школ, училищ нередко исходила от самих крестьян.

Сломанные крылья надежды!

Творчество похоже на хрупкую ракушку, выброшенную штормом на пустынный берег. Она звенит, если приложить сердце, но прохожие спешат дальше. И всё-таки автор, обнажённый сомнениями, поднимает ракушку снова,...
01:00
Поделитесь этим видео

Ёлки-палки, чистоплотность – это круто! А грязнулям – фу! Песня на стихи Чуковского!

В общем, тут сказка про такого лоботряса, что от него всё разбежалось: одеяло с подушкой вмиг, а даже самовар ускакал! "Чувак, быть грязнулей – это не по кайфу!" Начало такое: всё из рук у него вываливается.
04:36
Поделитесь этим видео

Хезер Моррис "Татуировщик из Освенцима"

Я предпочитаю читать именно настоящие книги, шелест и запах страниц. Одна из последних – Хезер Моррис "Татуировщик из Освенцима". Очень интересная книга, прочел легко, в том плане, что всё по факту,...

🎬Почему нам нравится то, что модно

Каждый сезон на экранах и полках книжных магазинов появляются произведения, которые все обсуждают. Почему одни жанры становятся суперпопулярными, а другие остаются в тени? Общественные настроения.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы