Малёжина Дарья Олеговна
Малёжина Д.О. Подписчиков: 3283
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.5М

Проблематика рассказа Людмилы Петрушевской "Новые Робинзоны"

914 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 55,52 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Рассказ «Новые Робинзоны» описывает картину бегства: главные герои хотят спастись от действительности, от мира, в котором, как в тюрьме, заточены страшно страдающие люди. Такая человеческая цивилизация абсолютно непригодна для жизни. Жестокость, голод, бессмысленность существования — все это заставляет бежать от реальности. У человека нет ни малейшего желания нести ответственность за то, что происходит кругом: гибель людей, кровь и грязь. В центре повествования – обычная городская семья, попавшая в заброшенную и глухую деревню. Будучи не в состоянии выносить сложившийся режим, они сбежали, отвергнув систему: «Мои мама с папой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную, куда-то за речку Мору». Оказавшись в богом забытом месте, они, не мешкая принялись за работу: «Отец копал огород... посадили картофеля...»

Семья начала новую жизнь. Всё предстояло выстраивать заново, отбросив дурные воспоминания о жесточайшем существовании. «Во всей деревне было три старухи...», и только у одной из них была семья, изредка приезжавшая за солеными огурцами, капустой и картошкой. Одиночество уже воспринималось как должное. Они не представляли себе другую старость, привыкшие жить впроголодь, в холоде и нищете. Одна из старух по имени Марфутка даже не выходила на огород, она «пережила еще одну зиму» и, по всей очевидности, «собиралась умирать от голода». Все жители деревни оказались в безвыходном положении. Кто-то пытается выжить, а кому-то стала в тягость вечная борьба за бессмысленное существование. Только что приехавшая сюда семья находит «островок счастья». Этот путь был выбран ими самостоятельно, они не хотели и не могли оставаться жертвами. И такое решение можно считать правоверным, потому что жизненные условия всегда можно улучшить, вместо того, чтобы пытаться смириться с проблемами.

Главный герой рассказа — отец, глава семейства. Именно ему принадлежит мнение, что настоящая жизнь — жизнь в изоляции. Он надеется на себя, на свои силы, на то, что он сможет обеспечить существование своей супруге и дочери. Не менее важным является образ маленькой девочки Лены, чья мать, пастушиха Верка, повесилась в лесу из-за нехватки денег на лекарства, «без которых она не могла». Лена олицетворяет собой будущее. Она только вступает в жизнь, и у неё всё впереди. Девочке только предстоит узнать и, может, даже пережить эту жизнь. Вместе с ней будущее поколение представляет мальчик, которого подбросили беженцы. Его нашли на крыльце и прозвали Найден. Малыши ещё очень нескоро поймут, как нужно бороться за существование, за лучшее, за светлое.

Герои рассказа имеют и материальные, и моральные блага: немного пищи и много любви. Жизнь всё ещё продолжается, только за неё необходимо бороться, сопротивляясь всему тому, что может помешать. Самое главное – не утрачивать надежду на лучшее и не допускать негативных мыслей. В силу своей трудности и жестокости жизнь просто не позволяет быть слабым, быть пессимистом, в противном случае за это можно сильно поплатиться. Жизнь щедро раздаёт уроки, иногда наказывая, и сильно, но это помогает не возвращаться к сделанным ошибкам в будущем. Противостояние жизни помогает развить огромную силу воли. Останавливаться ни в коем случае нельзя. Главный герой убежал, он сдался, не сумев справиться с трудностями. Но его поступок можно понять, в конце концов, другого выбора, кроме изоляции, не было. Хотя, если смотреть на эту ситуацию под другим углом, становится очевидно, что он просто слабый человек, который не способен бороться. Он остался один на один с собой, со своей бедой, но, судя по всему, он доволен таким положением дел. Достаточно вспомнить эпизод, в котором фигурирует приемник: «Однажды отец включил приемник и долго шарил в эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось сбежать!» Очевидно, его не тяготит тот факт, что он остался один на «краю света». Отныне он целиком и полностью зависит только от самого себя. Больше ему никогда не придётся видеть то, что происходит за пределами деревни. Он благодарит судьбу за своё спасение. Они смогли вырваться из железной клетки, улетели в никуда, оторвались от того, что губит и человека, и все положительные качества, которые есть в нём. У них есть всё, и в то же время у них нет ничего. А самое главное, что у них нет будущего. В этом и заключается трагичность рассказа. Общество приостановилось в своём развитии, они изолированы от окружающего мира, от других людей. Такой образ жизни нельзя считать полноценным, он никогда не приведёт ни к чему хорошему. Будущее зависит только от самих людей, каким они его сделают, таким оно и будет. Мир, изображенный в рассказе, воплощает собой полное отсутствие человечности. Петрушевская показывает то, что именно люди сделали этот мир таким, и они же способны перекроить его на новый лад. С этой целью автор повествует о семье, которая, вопреки неумению бороться, все-таки оставила позади никчёмную жизнь. Рассказ заключает в себе мысль о строительстве новой, отличной от существующей, жизни. Люди не должны бежать, не должны сдаваться. Никому не нужно бессмысленное существование, каждый должен добиваться лучшего, и если объединить усилия, однажды всё изменится к лучшему.

Е. Шкловский в статье «Косая жизнь. Петрушевская против Петрушевской» отмечает, что писательница решила выступить в роли «терминатора» и завершить бытовую линию в отечественной литературе антиутопией:

«Куда ни кинь, всюду клин. Полный мрак и беспросветность. Жизнь наваливается так, что человеку из-под нее не вывернуться. Он только стонет под ее нестерпимой тяжестью, хватает широко раскрытым ртом воздух да бьется в исступлении и истерике, а сделать все равно ничего не может».

Проблематика рассказа «Новые Робинзоны» раскрывается ещё и в его подзаголовке – «Хроника ХХ века», который можно считать более чем красноречивым. Петрушевская действительно жизнеописует хронику конца XX столетия, обращаясь к наиболее знаковым событиям этого временного отрезка. Черты, свидетельствующие о том, что перед нами хроника, проявляются в точности и лаконичности описаний, повышенной роли внешней сюжетной линии, бесстрастном повествовании, цель которого, прежде всего, зафиксировать событие, факт. Но хроникальные признаки распространяются и на психологический план произведения. В рассказе отсутствуют характеры. Отец, мать, девушка представляют собой лишь биологические единицы, создающие свой мир за пределами цивилизации.

Название рассказа «Новые Робинзоны (Хроника XX века)» символично: в нем сходятся воедино великая трагедия и непоколебимая человеческая вера в победу над тёмными силами, несущими зло, смерть и разрушение. Петрушевская продемонстрировала драму людей XX столетия, которые под давлением тоталитаризма вынуждены бежать и спасаться, превратиться в «новых Робинзонов» в поисках защиты у природы. Самим названием произведения автор как бы подсказывает человеку его последний шанс на спасение – начать, как Робинзон, все с нуля, прикоснуться к земле, построить дом, взрастить посаженные зерна, вырастить детей, начать новую жизнь и историю.

Мания бегства, эскапизм у людей в крови. Кто-то бежит в Америку за деньгами, кто-то – в Россию за корнями, а кто-то и вовсе на тот свет от всех тревог и забот. Продают квартиры, перебираются в частные дома, боясь, что в случае войны не останется ни воды, ни тепла, ни электричества, ни магазинов, ни денег. А там, на частной территории – колодец, огород, погреб с запасами, генератор с бочками бензина. Власть может всё это экспроприировать, и неизвестно, что тогда делать, куда бежать, и где, в конце концов, находится та земля обетованная, в которой «мир и злачные пажити».

И эта мания может принимать совершенно разные очертания, в зависимости от того, что «наполняет» душу беглеца: страх и малодушие, или же твёрдость и мужество. Спасаться бегством можно как крыса, покидающая тонущий корабль, или же как Ной.

Выбирая деревенский образ жизни, стремясь питаться своей чистой пищей, дышать незагазованным воздухом и вкушать остальные прелести природы, нужно осознавать, что при всех положительных чертах в таком мире не всегда живётся легко и хорошо, скорее, напротив, там подстерегает множество трудностей, но при успешном их преодолении можно получить вдвойне за свои труды.

Многие люди всерьёз убеждены в том, что перестанут мучиться от глобальных страхов, если загонят себя в глушь, начнут жить на подножном корму, прячась, желая сохранить жизнь себе и детям. Не смотря на то, что мир далеко не всегда отвечает ожиданиям человека, бежать в данном случае – едва ли выход из ситуации.

https://expertizabpg.ru/literatura/novye-robinzony-rasskaz.html

Понравилась публикация?
15 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Книга о приключениях, магии и любви

Наверное каждый из вас задумывался однажды, что хотел бы подарить миру что-то свое. Музыку, картину, книгу. Я долго писала маленькие туристические статьи для журнала S7, а вот сейчас попробовала себя ...

Фантастика — выдумка или воспоминания о будущем?

Фантастика всегда считалась «литературой выдумки». Миры, где герои бороздят космос, общаются с инопланетянами или выживают в постапокалипсисе. Читателю кажется: всё это — красивые сказки для взрослых.

«Арес»: фильм о мире, где корпорации решают, кто живет, а кто умирает – и почему это актуально для нашей реальности

Фильм «Арес» (Arès, 2016, режиссёр Жан-Патрик Бенес) – жёсткая антиутопия, которая бьёт по болевым точкам современного общества. Представьте Францию недалёкого будущего, где государство – лишь декорация,...

Вольные (домашние) школы

Славяно-Русская чаромуть (буква "И", "К" ) перевод отдельных слов «Наши крестьяне сочувствуют распространению грамотности между своими ребятами и не только охотно отдают в поселянское училище,...

Вольные школы грамоты

Славяно-Русская чаромуть (буква "Е", "Ж", ) перевод отдельных слов Широкое развитие получили так называемые школы грамоты, возникшие задолго до реформы 1864 года.

Крестьянские инициативы о вольных школах

Славяно-Русская чаромуть (буква "Д") перевод отдельных слов В отчете Орловского губернатора за 1894 год отмечалось, что крестьяне заботились об улучшении существовавших и о постройке новых школьных помещений.

Открытие вольных школ

Славяно-Русская чаромуть (буква "Г") перевод отдельных слов Организация и строительство

Вольные школы

Славяно-Русская чаромуть (буква "В") перевод отдельных слов Инициатива открытия школ, училищ нередко исходила от самих крестьян.

Сломанные крылья надежды!

Творчество похоже на хрупкую ракушку, выброшенную штормом на пустынный берег. Она звенит, если приложить сердце, но прохожие спешат дальше. И всё-таки автор, обнажённый сомнениями, поднимает ракушку снова,...
01:00
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы