Путешествия Ференца Листа

Сложность жизненного пути Листа усугублялась тем, что год рождения композитора совпал с годом наивысшего могущества Наполеона, а незадолго до этого началась Великая французская революция. Композитор стал невольным свидетелем великих общественных потрясений и их плодов. Его детство прошло на фоне торжествующей реакции, а отрочество и юность совпали с Реставрацией. Помимо французской, Лист застал революцию в 1849 году в Венгрии и Германии, а также восстание лионских врачей. Он жил в одно время с Кошутом, Мадзини и Гарибальди, пережил Парижскую коммуну, наблюдал бесчестье и унижение Франции, результаты венгерского господства Габсбургов.
Будучи человеком огромной культуры и разносторонних интересов, композитор, он не раз задумывался над истинным человеческим предназначением, значением духовной деятельности. Ему были небезразличны судьбы искусства, равно как и судьбы мира, цивилизации. Лист неразрывно связывал участь искусства с участью человека, с условиями личностного развития. Искусство развивается и деградирует вместе с человеком, как он считал. Проблема спасения личности и духовного начала была для него одной из ключевых.
Вопреки всем пессимистическим умозаключениям, сформировавшимся в результате неблагоприятных обстоятельств жизни, он никогда не утрачивал веры в человека, в его достоинство, созидательные силы. Размышления о человеческой природе часто пробуждали в нём скептицизм. Достаточно вспомнить следующее его замечание: «Справедливо говорится, что следует удивляться тому, что чему-то ещё удивляешься. Бездарность, глупость, злоба, несправедливость – вещи естественные и встречаются постоянно. Однако, когда они обрушиваются нам на плечи, - мы наивно этому удивляемся, если только у нас не хватает здравого смысла быстро одуматься».
Или: «В течение моего десятилетнего пребывания в Веймаре я убедился, как мало людей на здешнем свете…»
Иной раз он даже ставил под сомнение происходящее вокруг. Жизнь виделась композитору странной и безумной игрой, в которую играют непостижимые силы. Но идеалы гуманизма оставались для него непоколебимыми, человеческая личность никогда не утрачивала своей ценности. Он защищал искусство как прогрессирующую силу, без которой невозможно полноценное развитие общество. Основа воли и мировоззрения была оптимистична.
Говоря о Листе, нельзя не упомянуть, как тесно он связан с историческим развитием его родины и тех стран Европы (Германия, Франция, Италия), в которых он подолгу жил.
Венгрия, которую композитор был вынужден покинуть на много лет, была горячо любима композитором. Он никогда не был «бродячим артистом», индифферентным к судьбе родной страны. Лист сделал очень многое для становления и развития венгерской национальной музыкальной школы, а также для развития других музыкальных культур. Исключительно плодотворная и благородная деятельность Листа в других странах была возможна лишь потому, что он был полон самых высоких патриотических стремлений, что он, где-то в глубине души, всегда оставался венгерским художником. Невозможно вообразить себе художественную деятельность композитора и многие созданные им вдохновенные героические образы в отрыве от свободолюбивых национальных идеалов его народа и национальных особенностей венгерского искусства XIX века. Глубокий интерес Листа к Венгрии, к её общественной и музыкальной жизни и никогда не иссякал. Он заметен не только в молодости, когда тот много странствовал, но и в зрелые годы, когда он работал в Веймаре над циклом «Венгерских рапсодией», симфонической поэмой «Венгрия» и «Гранской мессой». Впрочем, на закате жизни, разочарованный результатами своей веймарской деятельности, активно участвует в строительстве музыкальной культуры Венгрии. Эта общественная инициатива укрепляет в нём дух патриотизма, помогая снова обрести уверенность в собственных силах и жарко отстаивать прогрессивные идеи.
Связь с Францией прослеживается через утопический социализм и французский романтизм, которые входили в круг интересов Листа. Тот отрезок жизни, когда закладывались основные мировозрренческие и пианистические принципы композитора, он провёл именно здесь. На него очень сильно повлияла июльская революция и общие настроения во Франции двадцатых-тридцатых годов XIX века.
Страсть Листа к путешествиям дала обоснование выделению отдельного периода в судьбе композитора, носящего, по его собственному определению, название «шумной жизни». Тогда раскрывался характер его как исполнителя, формировался генезис его творческих устремлений.
Немецкое искусство также интересовало музыканта. Этим отмечен целый период в его жизни – «веймарские годы», когда композитор соприкасался с музыкальным наследием Германии очень тесно. Этот период обозначен «обновлением музыки путём её внутренней связи с поэзией» и «освобождением индивидуального содержания от схематизма». Композитор выступал против формализма, постоянно стремился расширить и обогатить средства музыки. В Германии он прямо-таки перекроил оперное искусство, приблизив его к народным запросам, пропагандировал новые произведения, был активным участником организации «Всеобщего немецкого музыкального союза», который сыграл важнейшую роль в общественно-музыкальной жизни страны. Он бескорыстно помогал многим музыкантам Германии, боролся с узаконенными несправедливостями.
Не игнорировал композитор и итальянскую культуру и быт.
Стремясь укрепить национальные культуры, Лист всегда содействовал таким видным деятелям искусства, как Сметана, Григ, Франк, Альбенис.
https://freelance.ru/colombina-d/ferenc-list-3511656.html