Туполев Ту-95ЛАЛ — летающий ядерный реактор СССР времен холодной войны
Холодная война была периодом чрезвычайно напряженной работы авиационных инженеров США и Советского Союза, которые проектировали и строили поистине удивительные летательные аппараты. Туполев Ту-95 ЛАЛ, на борту которого был установлен ядерный реактор, обязательно должен быть включен в список таких самолетов.

- В 1950-х годах советские военные заказали строительство атомного бомбардировщика.
- Работа над машиной была заказана, в том числе Андрей Туполев, выдающийся советский конструктор
- Проектирование атомного бомбардировщика началось с модифицированного самолета Ту-95, на борту которого разместили ядерный реактор
- В конечном итоге от проекта отказались, во многом из-за растущих возможностей баллистических ракет.
Холодная война, без сомнения, является одним из самых захватывающих периодов в истории человечества. Соперничество между Советским Союзом и США происходило в различных областях, в том числе в области слежки за противником, в том числе в сфере авиации, которая должна была сыграть ключевую роль в потенциальном ядерном конфликте между этими странами. По крайней мере, таков был первоначальный проект советских и американских военных в 1950-х годах, еще до распространения межконтинентальных баллистических ракет.
Именно в 1950-х годах в Советском Союзе родилась идея создания бомбардировщика с ядерной силовой установкой. Преимущества такой машины были очевидны. Благодаря своей силовой установке самолет не должен был бы дозаправляться в воздухе, имея дальность полета далеко за пределы возможностей тогдашней авиации и тем самым представляя гораздо большую угрозу противнику. В то время аналогичная идея была у американцев, а если говорить о советском проекте, то работу над ним поручили далеко не всем. Постройкой машины руководили сам Андрей Туполев и Владимир Мясищев, признанные конструкторы времен СССР. Так родился Туполев Ту-95 ЛАЛ — экспериментальная версия самолета на базе конструкции Туполева Ту-95.

Интересно, что первые сообщения о советском «атомном бомбардировщике» оказались полностью ложными. В 1958 году в авиационном журнале «Авиационная неделя» появилась статья, где можно было прочитать, что Советский Союз добился значительных успехов в разработке этого типа машин, которые, по данным журнала, уже проходят воздушные испытания под Москвой. В статье также были фотографии и планы самолета, на основании которых в магазинах продавали даже пластиковую модель самолета. В конце концов выяснилось, что журнал ввел своих читателей в заблуждение, а предполагаемый ядерный бомбардировщик оказался классическим самолетом М-50, который в 1963 году был официально раскрыт самим Советским Союзом. Была ли это искусная дезинформационная акция советской разведки? Мы никогда не узнаем.
Во всяком случае, конструкторские бюро Туполева и Мясищева постоянно работали над своим самолетом и прекрасно осознавали сложность стоящей перед ними задачи. По данным конторы Туполева, на постройку рабочего прототипа такой машины ушло целых 20 лет, т.е. при оптимистичных предположениях она была бы построена в конце 1970-х или начале 1980-х гг., с какими трудностями придется столкнуться инженерам. А таковых на бумаге было много - от защиты экипажа от радиации до создания подходящей радиационной защиты реактора. И именно его конструкция была главной целью испытательных полетов Туполева Ту-95 ЛАЛ, на борту которого размещался ядерный реактор.
В 1961-1966 годах модифицированный Ту-95 совершил в общей сложности более 40 испытательных полетов. Реактор был установлен в бомбоотсеке самолета, что потребовало небольшой модификации его фюзеляжа из-за габаритов реактора. Интересно, что большую часть полетов он был бездействующим, и для создания защитного экрана инженеры использовали самые разные материалы — от парафина и кадмия до жидкого натрия. Отчеты об эффективности этих методов разнятся, но представляется, что они были достаточно эффективными, поскольку вся программа способствовала началу работ над еще одним прототипом такого самолета — Ту-119. Работы, которые, однако, так и не были завершены, поскольку вся программа в итоге была свернута.
В середине 1960-х межконтинентальные ракеты стали производить фурор по обе стороны железного занавеса. Именно они в сочетании с такими факторами риска, как возможные проблемы в случае крушения атомного самолета или дороговизна программы, заставили россиян и американцев отказаться от программы атомных бомбардировщиков. И они, вероятно, никогда не вернутся к этому, и если мы когда-нибудь увидим ядерный двигатель, он, вероятно, будет двигать космический корабль.