Учусь учиться, как я это знал.
Я помню, как лежал без сна по ночам, ожидая электронного письма с моими оценками. Никогда в жизни я не учился так усердно. Пришло письмо. Мой телефон осветил комнату. Результаты были 6, 6, 6. По семибалльной шкале это хорошо. Но я знал людей, которые сдавали четыре предмета и с легкостью превосходили меня. На мгновение я был разочарован.
Затем я задумался о том, что произошло. На первом курсе инженерного факультета я провалил половину предметов. Я даже получил другую степень, думая, что просто не справлюсь с инженерией. Когда я вернулся, то изо всех сил старался заставить его работать. И это действительно сработало. В первый раз мне это удалось с помощью грубой силы. По сравнению с самим собой 18 месяцев назад я пользовался бешеным успехом.
Позже я познакомился с Марти (не настоящее его имя), тоже студентом зрелого возраста. У Марти были длинные волосы, и он носил футболки Slayer и Megadeth. Раньше он был разработчиком программного обеспечения и имел диплом, который он называл “Степень коробки кукурузных хлопьев”. Теперь он изучал чистую математику. Марти спокойно получал высокие оценки по всем направлениям каждый семестр. Мы часто учились вместе, разделяя одну и ту же экстремальную трудовую этику. Но Марти был совсем другим зверем. Он потратил много времени, но не для того, чтобы сдать экзамен.

-Я даже не пытаюсь ничего вспомнить, - сказал он. - Смысл всего этого в том, чтобы решать проблемы, которые вы никогда раньше не видели. Удачи тебе запомнить это.
У Марти был другой подход. Большинство из нас относились к заданиям как к рутине и старались “выполнить их”. Марти обращался с ними как с духовными проводниками во время ЛСД-путешествия. Он нырял глубоко и подолгу. Когда он вернулся в мирскую реальность, то пришел к какому-то умопомрачительному озарению.
Однажды он показал мне лист бумаги с нарисованным на нем квадратом. Под квадратом была написана функция.
-Если вы измените способ измерения пространства, - сказал он, указывая на функцию. - Это соответствует определению круга.
Я был ошеломлен. Потом я расхохотался. Учиться с Марти было весело. Его игривый подход показал мне, что обучение - это не просто кровь, пот и слезы.
Тем летом мы с Марти отправились в библиотеку изучать дуврскую книгу по алгебраической топологии. Эта книга показала мне силу мышления об инвариантах — все еще техника гото для меня сегодня. Это может показаться странным - учиться во время каникул, но я помню это с любовью. Это была привилегия.
Это напомнило мне Дэвида с моего вечернего урока английского несколько лет назад. Это был мужчина лет сорока, который — как и я, и все остальные в классе — никогда не заканчивал среднюю школу. Дэвид любил математику и хорошо учился в университете. Он хотел учиться формально, но это была его третья попытка сдать английский. Вскоре он бросил занятия и отказался от своей мечты. В моем опыте это не было чем-то необычным. Большинство людей, бросивших среднюю школу, никогда не возвращаются к формальному образованию. Я почувствовал благодарность, потому что был на пути к получению четырехлетнего диплома.

Мы пообедали, а потом Марти пошел домой. Я остался, чтобы просмотреть библиотеку социальных наук. Я нашел книгу под названием "Учимся учиться". Я не мог оторваться от него.
Учимся учиться Джозеф Новак и Д. Боб Говин
Автор сформулировал концептуальное обучение как цикл дифференциации и интеграции. Дифференциация - это разделение абстрактного понятия на иерархию подчиненных понятий. Интеграция - это формулирование отношений между этими понятиями. Аналогия с математическим исчислением была интригующей.
Я приступил к созданию концептуальных карт, как и было предписано. Это был отличный метод для построения понимания общей картины. Вы понимаете домен, выясняя сущности (дифференциация) и то, как они связаны (интеграция). Создание карт требовало времени, но этот процесс сводил сложность к ее сути. Концептуальное картографирование дало мне совершенно новый уровень ясности. Это познакомило меня с силой систематичности.
Ближе к концу учебы я наткнулся на еще один забытый десятилетиями драгоценный камень - Математическое мышление. В книге подробно описывался полный процесс решения проблем. Моя первая работа после окончания университета не была особенно стимулирующей. Поэтому я решал задачи из книги по ночам. Это было однообразно, но такова была идея: практика должна быть систематической.
Математическое мышление Джона Мейсона, Леоне Бертона и Кайи Стейси
На самом деле книга была не о математике. Речь шла о мягких навыках. В нем говорилось об определении проблемы, сборе того, что вы знаете, специализации, обобщении, гипотезе, скептицизме, созерцании, контроле своих эмоций и задавании вопросов. В нем говорилось о настойчивости, когда вы чувствуете себя застрявшим, и размышлениях об эмоциональном путешествии. В конечном счете вы узнаете, что эмоции проходят. Тогда вы разовьете уверенность в себе. Практика сработала. Улучшение моей способности решать проблемы было абсолютно феноменальным.
Наблюдая и размышляя, я увидел, что застревание вызывает у меня спирали негативных эмоций. Эти реакции ограничивали мои когнитивные способности. Избегание моих эмоций привело бы к контрпродуктивному поведению, такому как поспешные выводы, спешка, погоня за дикими гусями и сдача позиций.
Все это время мои трудности с образованием не были когнитивными. Мне просто не хватало определенных социально-эмоциональных навыков, необходимых для обучения. Это озарение вызвало тектонический сдвиг. Обучение тому, как учиться, уступило место обучению тому, как чувствовать.
Научиться учиться было настоящим путешествием. Речь никогда не шла о накоплении знаний. Речь шла о том, чтобы избавиться от ограничивающих убеждений и принять эффективные формы поведения.
Изначально моей целью было улучшить свои показатели, но это только половина дела. Спортсмен должен отдыхать и восстанавливаться, чтобы стать быстрее и сильнее. Точно так же вы должны быть готовы исцеляться, чтобы совершенствоваться.
А вы учитесь
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
