Арчибальд Кельман
Арчибальд Кельман Подписчиков: 695
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 7369

На заре Интернета: когда компьютеры были маленькими… (в 2004 году). История консольных эмуляторов

263 дочитывания
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 13,17 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На заре Интернета: когда компьютеры были маленькими… (в 2004 году). История консольных эмуляторов

Лет примерно 20 назад мною был написан десяток статей о том, как неопытным юзерам найти свое место в этом неведомом месте по имени "Интернет", что там вообще делать и как быть. Да, 2003–2004 годы в мире Интернет уже бурлил на полную катушку, а в России мы сидели на диалапе в большинстве своём и покупали "Жёлтые страницы Интернет". Вот о тех временах сегодня и пойдет речь. Тексты эти публиковались в печатных изданиях, а в самом Интернете – никогда.

Данная статья – история возникновения эмуляторов приставок.

Когда компьютеры были маленькими…

…а юзеры – суровыми и мастистыми, появились первые компьютерные игры. Кто из старожилов не помнит легендарную игрушку Digger или те же Lines, в которые часами заигрывался весь офис? Или первые появившиеся в нашей стране игровые приставки вроде Atari или ZX Spectrum, работающий на компакт-кассетах?

Да, все это было и прошло. Сейчас в моде мощные 3D-графические карты, стоимость которых часто равна стоимости всего остального вместе взятого, а компьютер давно перестал быть инструментом для работы и стал центром мира развлечений. Это если говорить применительно к нашей стране, потому что, к примеру, в Японии приставки до сих пор популярнее ПК.

У нас же все развивалось просто бешеными темпами – за одно десятилетие геймеры шагнули от примитивного "Спектрума" к GeForсе FX и преодолели рубеж от двух цветов к миллиардам.

Как все начиналось

Первой приставкой действительно массового пользования в нашей стране стала Dendy в начале 90-х (переделка классической Nintendo), а не упомянутый выше ZX Spectrum, как ни странно. Причина заключалась прежде всего в ее относительной простоте – не нужно было мучиться с кассетами, что-то настраивать, подключать и т.д. Достаточно было воткнуть шнур в телевизор, настроить «раз и навсегда» канал в автоматическом режиме, вставить картридж – и готово, можно играть.

Dendy активно рекламировалась, выпускалось множество модификаций – от дешевых китайских поделок (да, на подделку) до качественных фирменных консолей «для всей семьи». Они были восьмибитными, затем пришла эра шестнадцатибитных приставок – Sega MegaDrive II и Genesis, а прорыв наступил с появлением в России Super Nintendo Entertainment System (или просто SNES), которая в отличие от той же "Сеги" была полностью 16-битной, то есть не только «цвет на экране», но и графика с музыкой тоже были гораздо качественней.

После SNES рынок приставок у нас стал медленно умирать, а настольные компьютеры, напротив, весьма активно начали занимать эту нишу – началось все именно с 1995 года, когда начали завоевывать популярность компьютеры на базе процессора i486, который считался основной «рабочей лошадкой» того времени.

Очень много игр первоначально было переписано специально для PC, но есть достаточно и таких, которые остались «за кадром» по причине их немассовости.

…И тогда появились эмуляторы приставок. На сегодняшний момент существует огромное количество как самих эмуляторов, так и игр для них. Причем налицо их универсальность и кроссплатформенность – к примеру, модули для MDII без проблем запускаются на эмуляторе Genesis.

Эмуляторы существуют на сегодняшний день для абсолютно всех видов приставок, включая новейшие XBox и PlayStation II. Другое дело, что чем новее приставка, тем более требуется мощности от PC для ее эмулирования. Даже эмуляторы таких, казалось бы, старых приставок, как SNES (напомню, что она появилась в 1995 году) требует для комфортной работы минимум PII – если, конечно, вы хотите играть с нормальной графикой и звуком. Но разве это такая большая проблема?

Лицо с обложки

Кто играет в такие игры? Прежде всего, конечно, те, кто испытывает ностальгию по старым временам. Иногда приятно бывает вспомнить детство – кто из нас не собирал в то время кольца в роли синюшного (не от пьянства, а лишь буйства красок) Соника, или не гасил дракончиков в замках Марио? Что касается Марио и Соника – это вообще отдельная история, на моей памяти Марио появился еще на самой первой восьмибитной Nintendo, и стал своего рода «визитной карточкой» этого семейства приставок – игрой комплектовался каждый аппарат, а всего было выпущено около десяти серий приключений неутомимого усатого борца с фэнтезийной нечистью (ставшего на SNES соответственно Super Mario). Примерно ту же позицию занимает бессмертный супер-ёжик – причём до сих пор (!) – на приставках фирмы Sega.

Кроме того, немалую часть играющих составляют ролевики – вспомните, к примеру, сагу под названием Final Fantasy, которая продолжает выходить до сих пор, причем не только на приставках, а и на PC. Ролевых игр было выпущено во огромном количестве уже тогда, и уже тогда в них играли. Причем весьма активно.

Основную массу игр на всех приставках составляли аркадно-платформенные стрелялки с универсальным принципом «прыгай с платформы на платформу, гаси всех кого можешь и собирай призы». На втором месте были остальные аркадные игры – немногочисленные шутеры, гонки на автомобилях или самолетах, стритфайтинги и т.д. Оно и неудивительно – приставки с самого начала позиционировались как игрушки для детей, а особых интеллектуальных изысков в аркадах не требовалось – киндерам они были в самый раз. Весело, увлекательно и несложно.

Вышеупомянутые ролевые игры – с большим отрывом как по количеству, так и по качеству – стояли на третьем месте, несмотря на большое количество поклонников. А вот такой серьезный жанр, как квест, на приставках практически не был представлен по нижеописанным причинам.

Что в эмуляторе тебе моем?

Нынешние эмуляторы различных приставок дают не только полноценно погрузиться в сами игры (как девяностых годов, так и наших дней), но и существенно расширяют возможности самих приставок. Оно и понятно – универсальность и гибкость платформы IBM PC предлагает для этого очень большие возможности.

На заре Интернета: когда компьютеры были маленькими… (в 2004 году). История консольных эмуляторов

Главный недостаток всех приставок первого поколения – невозможность сохраняться. Cохранение позиции в играх появилось только на Super Nintendo и было крайне скудным – ограниченное число слотов, не везде и только на определенных моделях. Всегда были, конечно, пароли для доступа к определенным уровням, зашитые в ROM, но простому геймеру этого обычно крайне не хватало. Согласитесь, обидно бывает по прохождении почти всего уровня быть замоченным ехидным «боссом», да еще и терять жизни на восстановление.

И здесь на первый план выступает основное преимущество эмуляторов приставок – возможность сохранения в любой момент. Не будем говорить о такой спорной вещи как интерес к игре, потому что он, безусловно, снижается при такой «стопроцентной страховке» и расслабляет. Сохраняться можно всегда и везде – эмуляторы позволяют оперировать с ROM-модулями с поразительной гибкостью.

А после появились уже и возможности некоего «хакинга» – с помощью специальных кодов изменять по своему желанию цвета в игре, играть «не за тех» персонажей и открывать скрытые возможности в игре, так называемые «пасхальные яйца», доступные лишь разработчикам. Чит-коды к модулям лежат в Интернете в изобилии рядом с самими играми.

Если говорить о гибкости и далее, то нельзя не упомянуть про широкие возможности в самом процессе игры, позволяющие сделать игровой процесс весьма комфортным. Например, можно изменять число звуковых каналов, можно поиграться с настройками цветности и развертки, а на эмуляторах SNES впервые появилась возможность настройки «окружающего звука». Естественно, можно подключать геймпады, «навороты» которых уже тогда были впечатляющими, а сейчас позволяют делать фактически что угодно. В общем, просторы для деятельности впечатляют – приставкам такое даже и не снилось.

Естественно, нельзя обойти стороной впервые появившуюся в эмуляторах той же SNES возможность вести сетевую игру. Сбылась мечта фанатов – теперь сражаться в «Черепашках-Ниндзя» или «Уличном бойце» можно не только сидя за одним телевизором, но и по локальной сети, и по модему.

Ограничения были еще и во многом другом - вы, наверное, удивитесь, но невозможность запускать купленные в Японии или Америке фильмы в России пришла не с появлением DVD, а гораздо раньше, с самых первых приставок.

Ставилась соответственная защита, которая присутствует и в ROM’ах для эмуляторов, поскольку те просто копируются с помощью специального оборудования (этим и объясняется одинаковый размер модулей). Эмуляторы же благодаря своей гибкости без напрягов позволяют делать любой «картридж» мультизональным, просто подставляя информацию о нужной стране при загрузке модуля. Причем так, что вы на это даже не обращаете внимания, и даже можете об этом не знать, пока не покопаетесь в меню.

Что касается операционных систем, для которых разрабатывались эмуляторы, то первоначально это была, конечно, DOS. Достаточно вспомнить первые эмуляторы вроде NESticle (соответственно NES или Dendy), KGen (MDII и Genesis) или ZSnes (SNES); не будем забывать и про эмуляторы ZX Spectrum. Сейчас запустить их можно, но заморачиваться вряд ли стоит – потому что сравнительно недавно, лет шесть назад, начали портировать старые эмуляторы и разрабатывать новые для платформы Win32, для которой сейчас они и пишутся. В этой связи стоит упомянуть лишь о двух моментах – 1) модули одинаково хорошо запускаются как в DOS-, так и в Win32-эмуляторах и 2) эмуляторы для Windows имеют несравнимо большие системные требования, но и предлагают часто больше возможностей по настройке, лучшую графику и звук и т.п.

Вам мороженое со сливками или сливки с мороженым?

Отличия одних и тех же игр для приставок и персоналок сейчас заметны довольно слабо, а подчас игры для приставок гораздо лучше. Революцию в этой области совершил формат DVD – для компьютеров новые игры целиком на DVD пока не слишком широко распространены, а то, что лежит в наших магазинах, представляет собой различные «антологии» популярных серий. К примеру, Need for Speed.

С другой стороны, разработчики не могут не оценить преимущества приставок и соответственно все большее количество игр выпускается только для консолей, что и порождает новые и новые волны эмуляторов, один другого прожорливее. И не могут понять разработчики одну простую вещь – если кому очень хочется поиграть в новую консолевую игру до ее портации на ПК (или в отсутствие таковой вообще), то такие люди в крайнем случае и сами напишут эмулятор, если вдруг не найдут его в Сети. В связи с фактом существования эмуляторов вообще и выпуском новых и новых в частности отпадает смысл в приобретении новомодных консолей обладателям мощных компьютеров с TV-выходом – разве что из-за ностальгии по былым временам или из своих личных фанатских предпочтений. С другой стороны, как говорится, каждому – свое.

9 комментариев
Понравилась публикация?
26 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 9
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Уважаемый, когда Вы поставили дизлайк на мою публикацию про Сталина и не обосновали его, то получили соответствующий отзыв в вежливой форме от меня. В ответ Вы мне написали оскорбительные, на мой взгляд, вещи! Я естественно отзыв удалил! Следите, пожалуйста, за тем, что Вы говорите и пишете! Не стоит так общаться с незнакомыми людьми, особенно, когда Вам не хамят!

17.05.2022, 12:16
Санкт-Петербург

Отстань от меня, иди живи своей мелкой жизнью и отвали.

+2 / -1
Ответить
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
17.05.2022, 12:25
Санкт-Петербург

пошел к черту, урод

+1 / -1
Ответить
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

С появлением у меня нового компьютера 20 лет назад, моей радости не было предела. Я мог всё что угодно подключать к LPT, от таксофонных карточек до самодельных станков, сам писал программы и всё это работало. современные компьютеры вообще лишены такой роскоши как LPT и, как выяснилось, не спроста. Дело в том, что сейчас не все помнят как глючила Win_98. Это система с одним большим ядром. Всё исполнялось в аппаратном рилтайме, я мог управлять временными задержками между сигналами параллельного порта. Но чем больше ядро - тем больше вероятность ошибки и отказа. Современные версии винды являются микроядерными в угоду стабильности. В результате об аппаратном рилтайме не может быть и речи, пользовательский процесс исполнится тогда, когда ядро ему позволит. В результате на выводах параллельного порта, если он всё же есть, полная чехарда. Не удивительно, что ставить эти порты перестали. А жаль, это целая эпоха творчества. Старинную винду на новое оборудование поставить тоже проблемно. Мало того, что ставят запрет в БИОСе на всё ниже 8-ки, так ещё и драйверов не найти. Современные компьютеры превратились в стабильную мощную игрушку, имеющую всё меньшее отношение к реальности, что-то вроде телефона или планшета. А жаль.

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Можно подумать, что компьютеры нужны только для игр!

У меня, к примеру, IBM - 286 с Windows 3.1 был с 1990 года. Правда, на работе. И использовался не только для игр, но и для создания файлов, расчётов и схем.

+1 / 0
картой
Ответить
Водитель Павел
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1548
18.05.2022, 02:23
Каратузское

Вадим НиколаевичПишет 17.05.2022 в 13:11
У меня, к примеру, IBM - 286 с Windows 3.1 был с 1990 года

Что то ты ошибся с годами, она только в америке вышла в 92

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Спасибо вспомнил прошлое.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Виртуальная встреча: Как я нашел художника, создающего мир «Симулятора сборщика»

Интернет часто сравнивают с океаном — бескрайним, полным тайн и неожиданных течений. Обычно мы плывем по знакомым маршрутам: соцсети, новости, развлечения. Но иногда случайный клик уносит тебя в такие глубины,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы