Анатолий
Анатолий Подписчиков: 2068
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.9М

«…Я почти не выхожу из дому…»(Антонио Вивальди)

5 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«…Я почти не выхожу из дому…»(Антонио Вивальди)

...Он родился в семье парикмахера, который потом стал скрипачом собора Святого Марка. Антонио получил сан священника, минуя промежуточные этапы. Любопытна его автохарактеристика: «Слабый, больной, но живой как порох. Готовый раздражаться и тут же успокаиваться, переходить от мирской суеты к суеверной набожности, упрямый и вместе с тем, когда нужно, сговорчивый…и совсем не дурак при устройстве своих дел»!

Экзотичная внешность, странная судьба, многолетняя шумная слава, скитания на чужбине и никем не замеченная смерть, почти полное забвение более чем на две сотни лет и нежданно пришедшая суперпопулярность уже в XX веке! Красиво, правда? Но вот прочитал я книжку о Вивальди Вирджилио Баккарди (ЖЗЛ, 2007) и биография Вивальди показалась мне скучной! Где истина?

…Маленького роста, со впалой грудью и узкими плечами, с огненно-рыжими волосами, в непременной сутане католического священника… Ничего выдающегося…Но многое в себе он отразил в названии сборника скрипичных произведений. В переводе это звучит как «чудачество, странность»! А может это эпоха барокко повлияла и поиск новой «причудливой гармонии»?

Он написал более 20 опер (и это те, которые сохранились, сам он говорил о 90!), но в истории музыки остался как создатель жанра сольного инструментального концерта! Стал основоположником программной симфонической музыки, впервые написал ноктюрн. Были у него другие профессиональные заслуги, но это уже дело музыковедов. Они, однако, говорят о том, что в противоположность Баху, пытавшемуся понять смысл бытия и передать это духовное постижение мира в звуках, Антонио Вивальди видел задачу музыки в отражении душевного состояния, эмоций и страстей человеческих! Примечательно, что ни его хроническая болезнь, ни исключительная набожность не смогли помешать кипению страстей вокруг Вивальди и в его собственной душе!

Интересно, что в письме 1737 года Вивальди подробно говорит о своей болезни (астматическое удушье) и сетует, что из-за нее он в течение 25 лет не служит мессу (удушье заставляло его прерывать службу!). Из-за этого он мог по городу передвигаться или в гондоле или в коляске. Примечательно, что папский нунций из-за этого запретил Вивальди въезд в Феррару – город, в котором должны были ставить его оперу. При этом Вивальди постоянно участвовал в римском карнавале и выступал как скрипач-виртуоз перед всеми правителями Европы и дважды перед самим Папой римским! Как тут не подивиться таким странностям! Есть даже версия о том, что Вивальди симулировал болезнь! Ну вот посудите: после него осталось 500 сочинений, а музыку он сочинял быстрее, чем писец успевал сделать копию этих нот! Получается, что Вивальди был готов отбросить любые условности ради сочинения музыки! Мог и лукавить в течение десятков лет! Надо добавить, что кроме священства и музыки Вивальди еще тридцать лет преподавал музыку в монастырском приюте для девочек в Венеции. Оркестр приюта прославился далеко за пределами Венеции. Концерты оркестра начинались с приема, который называли «ударами молотка Вивальди»-трех жестко маркированных аккордов, а воспитанницы оркестра «пели как ангелы». О концертах оркестра с восхищением вспоминал позднее Жан-Жак Руссо. Сначала Вивальди совмещал все эти обязанности, но позднее сделал выбор в пользу музыкальной карьеры. Один из современников с восторгом писал о совершенно виртуозной манере игры маэстро Вивальди на скрипке!

…Но есть все основания думать, что Вивальди часто не симулировал, а диссимулировал свой недуг, представляя его легче, чем это было на самом деле!

Процитирую уже упомянутую книгу из серии ЖЗЛ Вирджилио Боккарди. Вивальди: «…сильнейшие приступы астмы, сопровождаемые не унимающимся кашлем. Всякое желание работать пропало, нотная бумага на столике была чиста, перо несколько раз обмакивалось в чернильницу, но донести его до бумаги не было сил — мешал кашель. Сидя в глубоком кресле, он предавался мыслям о прошлом, перебирая запечатлённые в памяти картины своей жизни. Вот весёлый праздник на Бра-гора по случаю его рукоположения в сан священника, бесконечные беседы с отцом о музыке и театре, страхи матери за его здоровье, когда он поехал в Мантую, мешочек с луидорами, работа в Сант’Анджело.«Сколько же опер мною написано? — задумался он. — Девяносто будет от „Оттона в деревне“ до „Фераспе“ и свыше двухсот концертов». Наступила жара. С каждым днём он слабел и не мог принимать пищу. Приступы удушья изматывали вконец. Обеспокоенная фрау Агата (квартирная хозяйка Вивальди) позвала наконец врача. Тот прописал кровопускание и клизму. Настои, соли и териак, привезённые из Венеции, не помогали. Он превратился в собственную тень и без помощи квартирной хозяйки был не в силах встать с постели и дойти до кресла. Ему хотелось написать Анне. «Если бы она увидела, во что я превратился, — промолвил он про себя, — немедленно бы приехала с сестрой». Но до пера и чернильницы не смог дотянуться. Вивальди впал в прострацию. Возможно, он сознавал, что приближается великий момент прощания, и чувствовал дыхание смерти. Он с трудом дотянулся до молитвенника, единственного своего утешения. Но часами раскрытая страница оставалась неперевёрнутой.

…В конце июля под вечер дышать было нечем, и он позвал фрау Агату. Она коснулась рукой его лба. Вивальди был в жару, но дрожал от озноба.

Приступ сильного кашля встряхнул его, и Антонио замолк — наступила тишина. Из руки выпал листок с нотами и пометкой: для скрипки соло и basso continue, а дальше: «Услышав зов судьбы своей, пастух от страха чуть живой». Это была страница из op. VIII. Вызванный квартальный врач констатировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Из-за жары нельзя было медлить с похоронами. В тот же день, 28 июля 1741 года, в пятницу раздался одинокий удар колокола Бургеспиталь, кладбища для неимущих, возвестивший о похоронах бедного священника. Шесть могильщиков несли дощатый гроб, покрытый чёрным крепом, за которым следовали прелат со служками и фрау Агата Валерин. Кладбищенский счёт был скромен: 19 флоринов и 45 крейцеров.

Немногие тогда осознали, что умолк не голос, а целый хор голосов и море звуков, которые доносились из Венеции, завораживая Европу. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. В тот же день 26 августа к ним в дом явился судебный пристав, чтобы описать имущество дона Антонио Вивальди в счёт погашения его долгов. В своих мемуарах литератор Градениго напишет: «Дон Антонио Вивальди, блистательный скрипач и известный композитор, прозванный рыжим священником, заработал своим трудом пятьдесят тысяч дукатов, но не сумел ими с толком распорядиться и умер в нищете»… Тут есть одна вещь совершенно поразительная (но среди гениев – нередкая!): при такой тяжкой болезни такая трудоспособность, притом не офисное просиживание, а творчество! Да какое!

1 комментарий
Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В Брюсселе после протестов фермеров. люди выходят с пакетами и собирают картошку прямо с земли.

Не шутка. Вот вам видео: люди скребут по кучам раздавленной картошки, выбирают уцелевшую и складывают её в пакеты. И тут возникает простой вопрос: где же те самые "богатые, успешные, сытые европейцы",...
00:11
Поделитесь этим видео

Сто тысяч для мигранта: Почему дворник из Индии ценнее русского?

В Санкт-Петербурге уже появились первые бригады дворников из Индии. Работу свою они выполняют хорошо. Некоторые из них уже хотят остаться в России, несмотря на то что еще очень плохо знают русский язык.
01:12
Поделитесь этим видео

Как правильно общаться с токсичным руководителем, чтобы не снижалась продуктивность и не доводить себя до выгорания

Наши отношения на работе мы все хотели бы строить так, чтобы раздражительность руководства не влияла на работоспособность и не приводила к выгоранию, а порой и к увольнению сотрудников. А такие случаи бывают,...

В Брюсселе после протестов фермеров. люди выходят с пакетами и собирают картошку прямо с земли.

Не шутка. Вот вам видео: люди скребут по кучам раздавленной картошки, выбирают уцелевшую и складывают её в пакеты. И тут возникает простой вопрос: где же те самые "богатые, успешные, сытые европейцы",...
00:11
Поделитесь этим видео

Скоро Новый год!🎉🎉🎉

На пороге Новый 2026 год. Давайте оставим всё плохое и нехорошее в уходящем ...
00:05
Поделитесь этим видео

Берёза у дома — не поэзия, а проблема: почему русские её не сажали у порога

Когда мы вспоминаем русскую деревню, почти сразу встаёт образ — белая берёза у крыльца, тонкие ветви шелестят на ветру, свет сквозь листья играет узором на стене. Красиво, душевно… но опасно. На самом деле,

Юридический парадокс

Давно ничего не писал, но вот сегодня появился повод. Все вы должно быть заметили, что как телевизионные каналы, так и интернет ресурсы, любят транслировать и копировать одни и те же новости! Так получилось,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы