Стыд – эмоция, ограничивающая социальную адаптацию
Краткое содержание :
Стыд является источником многих комплексов, которые возникают у нас в отношениях с самими собой, влияя на то, как мы видим себя в мире, как мы представляем себя и действуем в наших отношениях с другими.
Когда нам стыдно, мы не хотим, чтобы нас видели
Чувство стыда создает эмоциональную дистанцию между тем, кто испытывает стыд, и тем, кто производит стыд. Чувство стыда часто сопровождается одиночеством, беспокойством, неадекватностью, верой в то, что с собственным существом что-то не так.
Как выразился Гершен Кауфман, «стыд дезорганизует, я чувствует боль изнутри», поэтому неудивительно, что у нас возникают такие ощущения, при которых «земля убегает из-под наших ног».
Стыд возникает в отношениях с другими
Он часто развивается в отношениях с родителями или бабушек и дедушек, которые являются первыми фигурами привязанности. Из желания научить ребенка вести себя, из желания соответствовать его требованиям родители прибегают к нелепым способам. Одни делают это бессознательно, автоматически используя определенные выражения: «Стыдись!», другие считают это хорошим способом воспитания, чтобы научить уму-разуму».
Человек, который должен защищать, любить безоговорочно, становится источником негативных, обесценивающих слов. Таким образом, ребенок сбит с толку, он боится потерять любовь своих родителей, а затем приспосабливается, отказываясь от спонтанного образа жизни, вместо этого испытывая чувство стыда. Первые такие переживания запечатлеваются в психике ребенка, как мы гравируем на дереве или глине, и станут основой будущих постыдных переживаний.
Страх быть осмеянным
У взрослых с болезненным, травмирующим прошлым, в которых их взаимодействие с родителями строилось на системе поощрений и наказаний, в которой использовались насмешки, может развиться гелотофобия (чрезмерный страх, что над вами смеется кто-то другой).
Эти взрослые тревожны, бдительны, всегда настороже, чтобы не попасть в ситуации, которые они воспринимают как насмешку. Они не позволяют себе быть спонтанными, радоваться себе и окружающим, практиковать жалость к себе, когда они не правы. Отношения с окружающими лишены жизни, жизненной силы. Они забывали жить, смеяться, расходуя всю свою энергию в сторону бдительности и избегающего поведения. Ситуации из детства заставили их поверить, что смех — это негативный человеческий опыт.