Завод в Уйгурском регионе Здесь позволяет VW строить автомобили-рядом с китайскими лагерями для интернированных

В центре Синьцзяна Volkswagen управляет заводом, несмотря на международную критику в области прав человека. Экономически место довольно незначительное. Хочет ли концерн таким образом доказать лояльность правительства Китая?
Коммунистическая партия разделила весь город на квадраты, как на шахматной доске. По всему Урумчи на фонарных столбах и заборах висят таблички с номерами. Ближайшая поперечная дорога сразу за заводскими воротами завода теперь находится в секторе 65793, восточная сторона относится к зоне 65605.
Структура помогает государственным органам немедленно вмешаться, когда они сочтут это необходимым. Достаточно одного звонка, и менее чем через минуту появятся униформисты из окрестных полицейских участков со своими командными машинами, штурмовыми винтовками. При этом в этой части четырехмиллионного мегаполиса на западе Китая, столицы региона Синьцзян, на самом деле нечего охранять. Кроме одинокого автозавода. Но это, похоже, настолько важно для Вооруженной народной полиции, что в непосредственной близости от нее есть собственная казарма.
»Шан Ци Дачжун " – SAIC Volkswagen-написано четырьмя большими китайскими иероглифами на коньке крыши завода. О том, что здесь на самом деле строят автомобили, можно только догадываться. Почти заброшенный, завод кажется посреди этой пустоши на бесплодном северо-западе Китая. Вы не видите рабочих, спешащих через заводские ворота, никаких грузовиков, которые загружаются. Только заборы, камеры и броневые заграждения. На перекрестке перед заводом стоит полицейский патруль, включен синий свет.
И в середине этого немецкий концерн заставляет машины скручиваться вместе, как будто Урумчи-это обычное промышленное место, такое как Вольфсбург, Цвиккау или Ингольштадт. С 2013 года Volkswagen управляет здесь заводом совместно с китайским государственным концерном SAIC. То, что регион действует как часть полицейского государства, похоже, мало волнует автопроизводителя: завод в Урумчи является »неотъемлемой частью стратегического направления SAIC Volkswagen в Китае«, сообщает концерн по требованию. Были ли "возможные лагеря для интернированных" в радиусе 25 километров, о чем свидетельствуют спутниковые снимки,« мы не знаем", объясняет Volkswagen. В непосредственном соседстве с заводом это »насколько нам известно« не так.
Политика отвода глаз, которую Volkswagen проводит в регионе, типична для немецкой промышленности, которая неоднократно представлена в регионе беспорядков. BASF также управляет заводом в Синьцзяне, Bosch и Siemens также активны там. Все они категорически призывают соблюдать права человека и не иметь никаких доказательств принудительного труда на собственном предприятии или у поставщиков. Но вы действительно можете это контролировать? И вы вообще этого хотите?
Поскольку кровавые беспорядки потрясли регион почти 13 лет назад, китайское правительство пытается держать его под контролем с максимальным наблюдением. Власти поместили сотни тысяч мусульманских уйгуров, родиной которых является Синьцзян, в лагеря для интернированных. Тем временем Госдепартамент США говорит о »геноциде«, а также парламент Нидерландов и Канады. Но в то время как Китай превращается в государство наблюдения и угнетения, немецкая экономика, прежде всего, видит гигантский рынок роста.
Около 40 процентов своих автомобилей Volkswagen продает в Народной Республике. Будущее концерна, как однажды сказал босс VW Герберт Дисс, "будет определяться на китайском рынке". Закрытие завода VW в Урумчи будет воспринято Коммунистической партией как недружественный акт, говорит Фердинанд Дуденхоффер, директор исследовательского центра автомобильных исследований, который поддерживает тесные контакты с VW и китайскими автопроизводителями. »Ни одна немецкая компания не должна оскорблять Китай"«
Сомнительное участие в Урумчи теперь все больше ставит Volkswagen в затруднительное положение. "Каждая компания, производящая в Китае, является деловым партнером режима геноцида«, - написал сенатор-республиканец Марко Рубио в Твиттере после публикации Синьцзянских полицейских файлов (XPF), в которых представлены тысячи правительственных фотографий уйгуров, заключенных в лагерях и тюрьмах.
То, что именно концерн VW, тяжело обремененный своим нацистским прошлым, упускает из виду чувствительность и прозрачность в Китае, беспокоит не только политиков и правозащитников. Менеджеры фондов и акционеры также критикуют:« Мы требуем от всего совета директоров VW четкой приверженности преследованию меньшинств правительством Китая",-говорит Инго Спич, директор по устойчивости дочернего сберегательного банка Deka Investment. Такое признание »нам пока не хватает".
Юридически концерн находится под давлением. С 2023 года новый закон о цепочке поставок возлагает ответственность на компании за нарушения прав человека, даже если они происходят с субпоставщиками. Согласно 128-страничному опыту научных служб Федерального собрания Германии 2021 года, это делает бизнес немецких фирм в Синьцзяне практически невозможным: разрыв деловых отношений с китайскими поставщиками кажется "почти неизбежным". В противном случае для ответственных менеджеров грозили штрафы, возможно, даже уголовные последствия.
Явные нарушения прав человека в Урумчи также ставят Наблюдательный совет в затруднительное положение, особенно политиков, представленных в органе. Страна, управляемая красными и черными, Нижняя Саксония владеет 20 процентами прав голоса. Закон VW даже дает двум представителям страны в наблюдательном совете право вето на важные стратегические решения, такие как создание нового завода. Но пока что Урумчи, по-видимому, был слишком далеко, чтобы вызвать серьезные споры в наблюдательном совете.
Премьер-министр Стефан Вейль (СДПГ), член наблюдательного совета VW с 2013 года, даже не счел нужным посетить спорный завод. Во время предыдущих поездок в Китай Вейль с большими делегациями посетил провинции-партнеры Аньхой и Шаньдун, а также мегаполисы Пекин и Шанхай, объясняет это Государственная канцелярия Нижней Саксонии.
При этом о Китае даже в программе его партии говорится: »Мы осуждаем серьезные нарушения прав человека в отношении меньшинств, особенно уйгурских мусульман«. После публикации во вторник полицейских файлов Синьцзяна Франк Швабе, представитель фракции СДПГ по правам человека и гуманитарной помощи в Бундестаге, призвал немецкие компании прекратить свою деятельность в Синьцзяне.
Государственная канцелярия оправдывает свое нежелание тем, что внешняя политика изначально была »делом федерального правительства«. "Если появится такая возможность, эта тема также может быть затронута политиками страны в разговорах.« Тем не менее, Вейл, похоже, не ищет этих возможностей особенно интенсивно. Встречи между представителями правительства штата и правозащитными организациями, чтобы поговорить о ситуации в Синьцзяне, не было, говорится в сообщении Ганноверской государственной канцелярии. Визит в Урумчи, по словам правительства штата, не планировался.-Я не хочу, чтобы вы говорили о том, что это было »обязательством по сохранению конфиденциальности акций«, - сказал он.
Такое молчание концерна и его могущественного акционера вызывает критику. »Если компания, в которой правительству штата Нижняя Саксония есть о чем поговорить, не может более четко определить положение уйгуров, я нахожу это довольно проблематичным, даже небрежным«,-говорит Гайд Дженсен, вице-президент фракции СВДП.
С чисто экономической точки зрения VW может в любой момент закрыть завод. Всего в Китае концерн управляет 40 производственными площадками с партнерами, отдельные заводы имеют годовую мощность до 600 000 автомобилей. Урумчи, с другой стороны, с самого начала был рассчитан всего на 50 000 автомобилей. Крошечная часть из трех-четырех миллионов автомобилей, которые концерн ежегодно выпускает в Народной Республике.
То, что VW все же держится на месте, по всей видимости, имеет прежде всего одну причину: концерн тем самым доказывает свою лояльность правительству.
Чтобы обеспечить себе доброжелательность Пекина, VW заключил сомнительную сделку чуть менее 15 лет назад. Концерну разрешили открыть полдюжины новых заводов на востоке страны. В свою очередь, вольфсбургцы согласились также построить фабрику в слабом структурном Синьцзяне, отягощенном этническими конфликтами. Вам уже тогда нужно было знать, во что вы ввязались?
Еще до того, как был открыт завод в Урумчи, правозащитники устроили бурю. Давно было известно, что уйгуры в Синьцзяне подвергаются репрессиям. Завод именно в этом регионе? Это позволило VW инструментализировать правительство в Пекине, говорится в критике. Но тогдашнее руководство отметило опасения в сторону. "Volkswagen не хотел ничего слышать об этом", - рассказывает Ульрих Делиус, давний глава Геттингенского общества народов, находящегося под угрозой исчезновения, который в свое время искал связи с концерном.
Вместо этого компания позиционировала себя как создателя мира и процветания в регионе беспорядков. Завод в Урумчи позволяет VW "играть ведущую роль в индустриализации страны", сказал тогдашний глава правления Мартин Винтеркорн. Концерн будет не только строить автомобили, но и интегрировать местные меньшинства. Сегодня VW говорит по этому поводу: "Все наши решения основаны на экономических соображениях и ожиданиях.« Завод в Урумчи был создан для " удовлетворения растущего спроса на высококачественные транспортные средства на западе Китая.« Но ожидаемое экономическое чудо осталось позади.
в 2019 году на совместном заводе VW и SAIC осталось около 20 000 автомобилей, а в 2020 году пандемия оставила производство на низком уровне. Нехватка поставляемых деталей, таких как полупроводники, усугубляется. Количество сотрудников сократилось с 600 до примерно 400 человек.
Фактически, автомобили предварительно производятся на востоке Китая. В Урумчи детали просто распаковываются и привинчиваются друг к другу, как полка Икеа. Единственная соответствующая добавленная стоимость, предоставляемая на месте, - это покраска транспортных средств. "Оригинальный бизнес-кейс больше не дается", - говорит один человек из Вольфсбурга, знакомый с тем, что происходит.
Особенно пикантно: на открытии концерн заключил соглашение с Вооруженной народной полицией, согласно пресс-релизу того времени. Отряд должен был помогать в военной и "патриотической подготовке" сотрудников на заводе. Взамен отряду подарили две машины. VW и его китайский партнер оставили автомобили именно тому отряду, который сегодня считается движущей силой массовых интернирований и арестов.
По требованию концерн сообщает, что его партнер SAIC передал два автомобиля на соседнюю станцию Вооруженной народной полиции еще до открытия завода. Традиция восходит к восьмидесятым годам и была »распространена по всему Китаю«. Volkswagen не был напрямую вовлечен. »Кроме того, на заводе не было и не будет сотрудничества, военного образования или обучения«. Вопрос о том, для чего сейчас используются подаренные транспортные средства, концерн оставляет без ответа.
Предыдущий пик зловещего участия VW в Урумчи: в 2019 году глава группы Дисс заявил репортеру Би-би-си, что он ничего не знает о лагерях для интернированных в Синьцзяне. Правда, группа быстро откатилась назад, заявив, что Дисс »естественно осведомлен« о ситуации. Слишком поздно. СМИ по всему миру сообщили, что британский публицист Тимоти Гартон Эш рассказал в »Гардиан »о«моральной автокатастрофе".
До сих пор концерн не нашел выхода из щекотливого положения. Когда показатели продаж в Китае упали во время пандемии, сравнительно небольшая работа в Уйгурском регионе казалась более бессмысленной, чем когда-либо. По словам Вольфсбурга, советы директоров открыто обсуждали закрытие. Но быстро договорились, что завод будет продолжать работать. Преждевременное отступление, по его мнению, было бы похоже на признание вины за то, что на заводе может произойти что-то незаконное. VW называет соображения о закрытии спекуляцией. Работы не могут быть построены или закрыты с сегодняшнего дня до завтрашнего дня. Кроме того, на этой неделе Дисс защищал приверженность Синьцзяну: уход VW, по словам босса совета директоров, будет иметь негативные последствия для региона.
Итак, завод в Урумчи продолжается. Уйгурские представители и правозащитники этого не понимают: "Именно группа, которая в значительной степени принадлежит государству и которая уже наняла принудительных работников во время Второй мировой войны, снова берет на себя вину«, - говорит Долкун Иса, президент Всемирного уйгурского конгресса. "Компания чувствует себя виноватой, когда закрывает глаза на очевидное"«
Одно только подозрение, что Volkswagen может извлечь выгоду из подневольных работников, деликатно для группы. В нацистский период около 20 000 подневольных рабочих на заводах VW должны были скрутить вагонетки или мины для тарелок для вермахта. Правда, концерн уверяет: ни один сотрудник не работает в Урумчи по принуждению, все они имеют прямой трудовой договор с SAIC Volkswagen. Все будут наняты по квалификации, " независимо от возраста, религиозных убеждений или этнической принадлежности«. Самостоятельно проверить это невозможно.
Ни один журналист до сих пор не посетил завод. Кроме того, политика не прилагает особых усилий, чтобы поближе рассмотреть фабрику. Как последний и пока единственный немецкий парламентарий-наряду с бывшим премьер-министром Дэвидом Макаллистером (ХДС) – на фабрике была политика зеленых Виола фон Крамон, и это было в 2012 году. Руководство на месте старалось представить ей как можно более безмятежный мир. Местные органы безопасности были в состоянии боевой готовности: едва Крамон уехал, они временно арестовали ведущего представителя VW в Синьцзяне. Видимо, китайские власти все-таки зашли слишком далеко от приглашения критически настроенного депутата.
По сей день у политика Зеленых остаются серьезные сомнения в том, действительно ли на заводе обеспечена защита прав человека, как утверждает концерн. »Я пока не вижу, чтобы VW предоставил доказательства того, что там нет принудительного труда«, - говорит Крамон. Она говорит о "полном провале наблюдательного совета".
Даже зажигательное письмо от уйгурского представителя Исы руководители VW подтвердили, пожав плечами. В письме от апреля 2019 года Иса сообщил, что обращение с уйгурами в Китае »резко ухудшилось«. В нем шла речь о "массовых произвольных задержаниях". Volkswagen, по мнению критики, хотя и отстаивает честные принципы, но в первую очередь на бумаге. VW попросил своего главы Китая Стефана Велленштейна ответить – написав письмо, полное фраз: "Мы несем ответственность во всех наших подразделениях, которые мы можем напрямую контролировать"«
Ограничение, которое делает тупым. Что Volkswagen может и хочет контролировать в первую очередь?
Концерн подчеркивает, что совместные предприятия в Народной Республике »являются неконтролируемыми компаниями концерна Volkswagen«. Вот почему социальная хартия VW в Урумчи, по-видимому, не применяется. Партнер SAIC владеет большинством, в том числе в общине в Урумчи. У него есть Высочество по кадровой политике.
Volkswagen даже не считает себя способным раскрыть точное количество уйгуров, работающих на заводе. Речь идет только о 27-процентной доле »уйгуров и других меньшинств", что соответствует этническому составу населения в регионе Урумчи. Однако квота "не будет разбита на особые этнические группы". Это означает, что сколько уйгуров на самом деле работает на заводе, никто не может понять, возможно, даже сам Фольксваген.
Под »другими меньшинствами«, работающими в Урумчи, также могут подразумеваться казахи, которые часто встречаются в Синьцзяне, или так называемые китайцы Хуэй, которые, хотя и исповедуют мусульманскую веру, в остальном считаются сравнительно хорошо интегрированными в многонациональном государстве. То, что именно уйгуры, которые в противном случае систематически подвергаются репрессиям в Урумчи, должны пользоваться равным обращением на заводе SAIC Volkswagen, кажется неправдоподобным.
В конце концов, концерн, похоже, теперь понял, насколько сильно завод в Урумчи угрожает его репутации. После своего неудачного интервью глава группы Дисс объявил о посещении на месте. Как только ситуация с короной позволит, VW говорит, что поездка в Урумчи должна состояться.
Однако маловероятно, что ситуация для работников заметно изменится из-за визита Дисса. В любом случае VW, похоже, больше не планирует инвестировать в завод в Урумчи. Даже экологически чистые электронные автомобили, которые босс VW рекламирует в остальном мире, не будут построены в Уйгурском регионе в обозримом будущем.
»Автомобили для сжигания, произведенные там, - объясняет Volkswagen, - будут оставаться актуальными за пределами мегаполисов еще долго"«
https://www.spiegel.de/wirtschaft/fabrik-in-uiguren-region-hier-laesst-vw-autos-bauen-neben-chinesischen-internierungslagern-a-a6582204-19d1-4a48-9ddc-24c8fd39dd61

