Сократ обошел все Афины, чтобы вытащить "зуб мудрости" у своих сограждан, сверля их вопросами.
Сократ обошел все Афины, чтобы вытащить "зуб мудрости" у своих сограждан, сверля их вопросами. Прочтите здесь, как случилось, что Афины, оплот свободы слова в древности, заставили Сократа выпить чашу с ядом.

Каковы были четыре "авторитетных человека „, которые, по словам философа Карла Ясперса,“сформировали человеческое бытие"? Будда, Конфуций, Иисус и Сократ!
Что, простите? Сократ? То, что мы еще знаем о нем, - это его знаменитая фраза "Я знаю, что не знаю" и его мученическая смерть. Мы редко задаемся вопросом, как могло случиться, что именно Афины, "мать" демократии и свободы слова, приговорили к смерти философа, который совсем не отличался политикой, который не нарушал закон, а просто ходил вокруг и заставлял людей думать.
Он не облегчит нам задачу. Ни единого слова он не записал – что по тем временам было еще распространенным беззаконием. Еще меньше Сократ считал себя миссионером или проповедником новых знаний и истин. Он просто ходил вокруг и спрашивал людей о дырах в головах. Например, он спросил: что такое храбрость? Какое благочестие? Какая справедливость? Настоящая? Хорошее? Обращенные старались изо всех сил, как могли, но в конце концов они всегда подчинялись. Неудобный вопросник разоблачил ее знания как мнение или фиктивную ученость. Конечно, вы не очень любите, когда заставляете всех чувствовать себя невежественными, как ночь. Но должно ли этого быть достаточно, чтобы заставить кого-то выпить чашу с ядом? Наверное, все-таки не в таком цивилизованном обществе, как Древняя Греция!
Сократ был совсем другим! Называет нас американский политический журналист И. Ф. Стоун в своей книге "Суд над Сократом". На протяжении всей своей жизни Стоун отстаивал высокий уровень свободы слова, за что был награжден медалью свободы в США. В предисловии он еще отмечает: "Этот проект имел свои корни в убеждении, что ни одно общество не является хорошим-какими бы ни были его намерения, его утопические и либеральные претензии, когда мужчинам и женщинам, живущим в нем, не разрешается свободно говорить то, что они думают“. Журналист выучил древнегреческий язык, чтобы иметь возможность читать оригинальные шрифты. Он хотел разгадать эту великую загадку древности – как могло случиться, что самый свободный город Старого Света убивает одного из своих самых выдающихся граждан после того, как он уже несколько десятилетий делает то, что ему было нужно.
Не друг демократии
Сократ, пишет он, был высокомерен. Противник демократии. Политический активист вопреки, так сказать, воле, который в конце концов добился того, что горячие, молодые последователи его "учения" не раз пытались свергнуть демократическую городскую администрацию Афин. Таким образом, Сократ становится опасным для государства элементом.
Как ни блестяща книга Стоуна в политическом плане, так сильно она ускользает от духовного измерения философа-вопросника. Сам Сократ однажды говорит (в "Апологии" Платона), почему он всегда тщательно избегал низостей дневной политики: "Ибо знайте, афиняне, если бы я давным-давно занялся государственными делами, то я бы тоже давно погиб и не воспользовался бы ни вами, ни вами, ни вами". мне самому. Только не сердитесь на меня, если я говорю правду. Потому что ни один человек не может сохранить себя, который, будь то вы или другая народная толпа, храбро сопротивляется и стремится предотвратить много несправедливого и незаконного в государстве“. Поэтому он должен вести уединенную, а не общественную жизнь, если хочет бороться за справедливость.
Таким образом, Сократ уже оказывается поперек того, что Старый Мир ожидает от гражданина. Он должен изображать себя как 'зун политикон', как 'политическое животное' и активно участвовать в решениях полиса. Тот, кто этого не делает, не только аполитичен, но и антидемократичен и, следовательно, уже когда-то довольно подозрителен. Потому что Полис ('город') - это сообщество свободных людей, которые управляют собой и гордятся этим.
Не то чтобы Сократ был полностью отстранен от дел государства. В юности он храбро сражался как солдат, и однажды судьба захотела, чтобы он был назначен по жребию председателем суда, который должен был судить о жизни десяти адмиралов, которых обвиняли в том, что они не вытащили из моря выживших и погибших после битвы. Обвиняемые утверждают, что бурное море полностью испортило бы это. Сократ верит им, говорит свободно, но суд в целом постановляет: казнь. Позже афиняне осознали оплошность, которая, конечно же, не вернула мертвых к жизни. Следующая известная судебная ошибка должна была стоить жизни самому Сократу.
Итак, Сократ подозрителен, потому что он пренебрегает "священными" гражданскими обязанностями; а Афинская демократия, в конце концов, посвящена богам. Сократ идет еще дальше, говоря, что народное правление не является последней из всех мудростей, поскольку народ-это, по сути, стадо, нуждающееся в пастухе. Стадо никогда не обладает способностью управлять собой. Ксенофонт цитирует Сократа, что повелевать должно быть делом правителя, а подчиняться-делом управляемых.
Уфф! Тогда Древняя Греция освободилась от господства тиранов в кропотливой борьбе, и теперь оттуда пришел один и проповедовал возвращение к старой системе как единственно правильное, блаженное...! Более того: царство он превозносил как меру всего сущего!
Если бы Сократ был просто фанатичным, тупым полемистом – не нужно было бы воспринимать его всерьез. Но Сократ всегда проповедовал этику как высший из принципов. Во всем, что он делал, он стремился к самому возвышенному. От него исходит осознание того, что человек обладает 'Логосом' - языком и разумом, что отличает его от животного царства и что дает возможность его ученику Платону и его ученику Аристотелю сформулировать идею науки. Над ней, говорит Сократ, всегда должна охранять этика как высшая хранительница.

Сократ, искатель истины
Осознание, которое распространяло дискомфорт не только сегодня, но и тогда. Понятие "цель, освящающая средства" также не было неизвестно древним грекам – человеческая природа-это именно человеческая природа. И точно так же, как некоторые из них пришли к слову софиста Протагора, а именно, что“ человек есть мера всех вещей „, Сократ, а также его ученик Платон провозгласили, что“Мерой всех вещей является Бог"! Для обоих существовал космический центр чувств, мировой закон в смысле Будды.
Сократ делает вывод, что, во-первых, существует истинное знание, во-вторых, ему присуща цель и что она всегда направлена к абсолютной ценности пойдете. Таким образом, знание-это не что-то произвольное, ничто из того, что вы определяете сегодня так, а завтра совсем по-другому. Такое знание является псевдознанием и потому бесполезно. Это не улучшает человека. Только знание, указывающее путь к этическому совершенству, чего-то стоит, а значит, и истинно. И, призывает Сократ, долг человека-следовать этому знанию до его первопричины. - Разве не уместно, что Сократ действует именно в том городе, который освящен Афиной Палладой, с незапамятных времен богиней мудрости и истины?