Немецкие кладоискатели разграбили Османскую империю - теперь бушует спор о наследстве.
Воровство, ложь, мошенничество, взяточничество: методы, которые немцы использовали для кражи антикварных предметов искусства из тогдашней Османской империи, были бешеными. Сегодня они украшают знаменитый берлинский Музейный остров. Их надо вернуть?

Зрелище, представшее перед Карлом Хуманном, было тоскливым.
Он давно ждал этого дня, и вот что: замок, как описал его Хуманн, представлялся случайному посетителю единым полем из щебня, покрытым дерном, невысоким кустарником, перемежающимся стенами, датируемыми самые разные времена. Высокие подпорные стены периода Атталидов все еще стояли на вершине горы.
Трудно поверить, что здесь должны были находиться остатки одного из самых известных сооружений древности: Пергамского алтаря, который царь Эвмен II построил на замковом холме города Пергама в Малой Азии во втором веке.
ДО Н.Э.
Ужас при виде замковой горы
Теперь, зимой 1865 года, дорожный инженер Хуманн воспользовался возможностью посетить Пергамон, когда он находился поблизости от имени правительства Османской империи для проекта строительства дороги.
Но он был потрясен: «Печально я стоял там и видел великолепные, почти в человеческий рост коринфские капители, богатые базы и другие конструктивные элементы, все заросшие и заросшие кустарником и дикими смоковницами».
Но хуже всего была печь для обжига извести, в которую местные жители бросали куски измельченных глыб древнего мрамора для извлечения строительного материала. «Так вот что осталось от гордого неприступного трона Атталидов!» — подумал гость из Германии. И сразу же после этого вопрос: "Неужели в земле сохранились остатки всех художественных сокровищ, которые собрали и воздвигли здесь эти Медичи эпохи диадохов?"
Во время этой первой встречи с Пергамом Хуманн указал на то, что вскоре стало причиной того, что немецкие археологи привезли в Берлин целый алтарь после того, как он был раскопан: древнему зданию угрожала опасность со стороны местных жителей, которые не знали, как оценить его ценность и ценность. Безвозвратно уничтожил бы его. Фактически он изначально добился от великого визиря запрета на дальнейший снос и закрытие печи для обжига извести на дробленые мраморные блоки. Но его заботило не только спасение древних останков: он хотел привезти в Берлин знаменитый огромный алтарь. И полностью.
Берлин: Пергамский алтарь принадлежит Шпрее
После основания Германской империи он смог приступить к работе.
После того, как Хуманн начал раскопки, важные музейные деятели в Берлине, такие как Александр Конзе, который стал новым директором отдела скульптуры берлинских музеев в 1877 году, естественно, предполагали, что предметы, обнаруженные в ходе раскопок под руководством Хуманна, попадут в музей. Шпрее придется устроить. Они прекрасно понимали, что полная эвакуация противоречила законам Османской империи. Но это беспокоило их только постольку, поскольку они должны были найти способы и средства обойти закон.
Средства, используемые немецкими археологами и музейными работниками, можно охарактеризовать в нескольких кратких терминах: обман, уловки, ложь, воровство и бакшиш, то есть взяточничество. Немецкая политика также поддерживала их, потому что молодая империя считала себя конкурентом других крупных держав, таких как Великобритания и Франция, после своего основания.
И они преуспели со своими впечатляющими музейными пейзажами в Лондоне и Париже. Кайзер Вильгельм II даже проводил свои частные раскопки. Археологи всегда находили к нему сочувствие.
Немцы взяли за образец англичан и французов.
Тот факт, что другие украли большую часть его из своих колоний или из древних областей Греции, совершенно не беспокоил германцев. Наоборот: они взяли такое поведение за образец. Потому что национальный престиж был для них важнее любых законов другой страны.
Это было справедливо не только для Карла Хумана и Пергамского алтаря, но и для других археологов, которых и сегодня почитают за их раскопки, а также за то, что они вырвали многие произведения искусства с их прародины и привезли на Землю. Берлин. Это также относится, например, к Генриху Шлиману, мегазвезде среди немецких землекопов. Так что нельзя не заметить, что почти все, что выставлено сегодня на знаменитом и впечатляющем берлинском Музейном острове, по праву пользующемся мировой славой, на самом деле вовсе не принадлежит Берлину. Но в основном в Турцию и Грецию. Это касается не только Пергамского алтаря, но и, например, знаменитых Рыночных ворот Милета.
Вплоть до «самой красивой женщины в мире» Нефертити. Египет уже много лет забирает ее бюст из Нового музея.
Неизвестные фоны
Именно на это указывают Юрген Готтшлих и его жена и соавтор Дилек Запциоглу-Готшлих в своей книге «Кайзеровские охотники за сокровищами.
Немецкие археологи в походе на Восток». Удивительно, что эти фоны были в значительной степени неизвестны до сих пор. В то время как происхождение украденных произведений искусства из бывших колониальных районов, таких как бенинская бронза, уже давно обсуждается, сокровища на Музейном острове, за исключением бюста Нефертити, до сих пор не были проблемой.
Супружеской паре удалось написать книгу, которую легко читать, которая во многих местах читается почти как триллер, и обязательна к прочтению для читателей, интересующихся историей немецких археологических раскопок в Турции, Греции и Месопотамии.
Возможно, это широко распространенное невежество было преднамеренным?
В любом случае, исследователи могли использовать письма, в которых Хуманн и другие описывали свои противоправные действия, поскольку, как сообщают авторы Gottschlich, они десятилетиями бездействовали в ящиках для записей Археологического института в Берлине. Людям нравилось культивировать образ героических и идеалистичных археологов. Кстати, то же самое относится к Англии и Франции. Тот факт, что депортации в Берлин, Лондон и Париж были частью в лучшем случае полулегальными, а частью незаконными, даже по законам того времени, всегда скрывался.
Согласно османскому законодательству того времени, было бы законно, если бы иностранные археологи оставили себе треть находок, обнаруженных при раскопках. Еще треть предназначалась помещику участка, последняя треть - государству. Во многих случаях они были идентичны.

«Больной человек Европы» был слишком слаб
Правительство в Константинополе также пыталось сопротивляться депортации, но в основном тщетно. Прежде всего, была одна причина: Османская империя находилась в очень слабом политическом положении и считалась «больным человеком Европы». Он постоянно был в разорении и приходилось занимать деньги. Кроме того, под давлением России, нацелившейся на часть ее территории, она опиралась на другие государства, и первой это сделала Германия.
Однако его благосклонность пришлось покупать за счет правительства, неоднократно нарушавшего собственные правила и разрешавшего экспорт древних находок.
Германия не могла действовать как колониальная держава по отношению к Османской империи, потому что она не была колонией. Однако, по мнению авторов книги, статус однозначно можно было охарактеризовать как полуколониальный, и немецкая сторона этим в полной мере воспользовалась. Хотя правила были ужесточены и более строго соблюдались примерно с 1906 года, Турция прекратила вывоз антикварных находок только после своего основания.
Сегодня никому не придет в голову вывозить артефакты из страны, из которой они прибыли.
Пока нет заявки из Турции
Однако верно также и то, что коррумпированные османские чиновники, для которых национальное наследие было менее важным, чем хорошо укомплектованный частный мешок денег, также были виноваты в распродаже.
На сегодняшний день Турция не обращалась с официальным запросом о возвращении, хотя турецкие археологи, историки и музейщики призывают к соответствующему шагу. Такая затея наверняка не имела бы шансов на успех, ведь Музейный остров в Берлине долгие годы реставрировался и благоустраивался с большими затратами, так что однажды его можно будет поставить на один уровень с Лувром. Поэтому не следует ожидать, что федеральное правительство и ответственный Фонд прусского культурного наследия выпустят наиболее важные экспонаты, такие как Пергамский алтарь. Тем более, что немецкая сторона
В любом случае, сегодня речь уже не должна идти о национальном мотиве, способном украсить себя как государство такими сокровищами.
Речь должна идти о том, чтобы сделать его доступным как можно большему количеству людей, чтобы они могли разделить волшебство, которое от них исходит. Комплексная презентация в музеях, несомненно, включает описание неблагоприятных обстоятельств, при которых эти сокровища попали на свое нынешнее местонахождение. Точно так же Германия может предоставить Турции копию Пергамского алтаря для установки на прежнем месте.